пятница, 6 ноября 2020 г.

ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ (1610 – 1690) ЗНАМЕНИТЫЙ ФЛАМАНДСКИЙ ЖАНРИСТ XVII ВЕКА

Ноябрь - значимое для музея время. Две даты определили его судьбу: 6 ноября - основание картинной галереи и 17 ноября – День рождения М.П. Крошицкого, директора севастопольского музея, который спас коллекцию в годы Великой Отечественной войны. 

В течение этих 10 дней традиционно проводится Декада памяти, во время которой проводятся различные мероприятия для жителей города и гостей, посвященные севастопольскому собранию: презентуются фондовые выставки, читаются лекции, пишутся статьи о произведениях коллекции. 


К 410-летию со Дня рождения художника

Эта статья посвящена «коллеге» по музейному делу, широко известному фламандскому художнику XVII века - Давиду Тенирсу Младшему, чьи произведения - «Курильщик» и «Дама с гитарой» - находятся в коллекции севастопольского собрания. Деятельность художника разносторонней и весьма плодотворной (ему приписывают несколько тысяч работ, находящихся в музеях мира). Однако, знаменателен и тот факт, что Давид Тенирс II, так его еще именуют, проявил себя как замечательный «музейщик». Он был не только придворным художником, но хранителем коллекции картин эрцгерцога Леопольда Вильгельма, генерал-губернатора Габсбургских Нидерландов, который покровительствовал ему. Во дворце эрцгерцога в Брюсселе находилась картинная галерея, и Тенирс не просто заботился о коллекции, а постоянно приобретал новые полотна. Благодаря ему, в Англии были закуплены произведения из конфискованных коллекций английского короля Карла I и его сторонников, казненных в 1649 году. Таким образом, собрание эрцгерцога пополнилось большим количеством шедевров европейских школ: итальянской и северной - полотнами Рафаэля, Джорджоне, Веронезе, Тициана, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, Ганса Гольбейна Младшего и, конечно, картинами Давида Тенирса II. В итоге сложилось интереснейшее собрание и, как истинный музейщик, художник напечатал его каталог, а саму галерею неоднократно изображал в своих картинах. Вскоре Леопольд Вильгельм ушел с поста генерал-губернатора Южных Нидерландов и уехал в Вену вместе с уникальными полотнами, которые легли в основу одного из лучших собраний мира - Венского художественно-исторического музея. 

Судьба Тенирса сложилась весьма удачно. Жил он в двух городах: Антверпене, где родился и стал художником, и в Брюсселе. Именно в этом городе в середине XVII века достигла апогея его головокружительная карьера. 

Отец мастера, Давид Тенирс Старший, не очень успешный художник, но сумел обучить живописному ремеслу четырех сыновей. Самым талантливым оказался Д. Т. Младший (в собрании севастопольского музея также хранится картина его брата Абрахама Тенирса «У очага»). Жизненный и творческий путь Тенирса складывался последовательно и целенаправленно: даже брак с Анной Брейгель, дочерью художника Брейгеля Бархатного, а также ученицей Рубенса, способствовал его творческому росту. Великий П.П.Рубенс не только опекал талантливую семью, но и покровительствовал Тенирсу. Несомненно, семья Брейгелей и Питер Пауль Рубенс повлияли на творчество Тенирса, подняли его на более значительный уровень: живописная манера его картин стала более интересной и разнообразной по форме и цвету. 

В живописи мастеру были подвластны все жанры - исторический и мифологический, портрет и пейзаж, даже натюрморт, но прославился он как художник жанровых сюжетов. В большинстве монархических государствах XVII века, кроме Голландии и Фландрии, бытовой жанр считался «низшим». В Нидерландах интерес к действительности и ее познанию был настолько велик, что способствовал развитию реализма и широкому распространению незамысловатых, обыденных сцен, в которые вкладывался порой значительный смысл. Великое искусство прошлого Нидерландов было основой, на которой выросло творчество Тенирса и многих фламандских мастеров. Трактовка образов персонажей - тоньше и глубже. Гротеск и юмор, зачастую добродушный, присутствует в характеристике героев, что отличает его от прямолинейности и жестковатости предшественника Адриана Браувера. 

В замечательном произведении «Курильщик», написанном в теплом, золотистом колорите (предположительно лучший период после 40-х годов) внимание привлекает выражение лица иронично улыбающегося завсегдатая кабачка – «забулдыги» с красноватым носом, раскуривавшего трубку с видом утомленного жизнью человека. Он так погружен в свои мысли, что не реагирует на собутыльников: стоящего с трубкой за спиной главного героя и весельчака с горящей головешкой. Подобные сюжеты имели нравоучительный смысл: изображение курильщика - намек на пустое времяпрепровождение, а курительных принадлежностей - на бренность земных удовольствий в символике «Vanitas» («Суета сует»). Мода на курение, охватившая все слои общества, в то время порицалась церковью и в назидание зрителям, в живописи изображение курильщиков стало одной из популярных тем. К сюжетам на аллегории «Пяти чувств» «малые фламандцы» обращались постоянно. Курение в их работах олицетворяло – Обоняние, а изображение музыкальных инструментов являлось воплощением Слуха. Любовными символами издавна считалось изображение сцен музицирования и пения. 

Небольшая картина Тенирса «Дама с гитарой» наполнена любовно-мечтательным настроением. Меланхолично выражение лица «красавицы», перебирающей струны. На ней отороченная мехом накидка, берет с пером, жемчужные украшения, но рядом на столе стоят склянки, видимо, с какими-то микстурами и «притирками», востребованными при любовных переживаниях. Эти картины, написанные в разное время, сюжетно дополняют друг друга: один прожигает время в кабачках, другая - страдает в одиночестве. Здесь тема «суеты сует» («Vanitas») – раскрывает бренность мирских удовольствий и соблазнов, а также призрачность переживаний. 

Произведения одного из самых популярных художников Фландрии XVII века Давида Тенирса Младшего хранятся во многих мировых собраниях. Ему покровительствовали «сильные мира сего» за талант и трудолюбие, за человечность и добрый ненавязчивый юмор в картинах, понятных любому смертному – от крестьянина до короля. Деятельность Тенирса была самой разнообразной: он и хранитель галереи искусств, и живописец, и гравер (создал альбом гравюр с картин итальянских мастеров из коллекции эрцгерцога), по его произведениям ткались фламандские и французские шпалеры. 
М. Собчинская, искусствовед