четверг, 12 ноября 2020 г.

Юбилей почетного гражданина города

 

С творчеством народного художника Украины (2003), почётного гражданина Севастополя (2007) Станислава Александровича Чижа знакомы все севастопольцы и гости города: большинство монументальной скульптуры в центре города и мемориальной на кладбище Коммунаров принадлежит его авторству.  

Памятник мужеству, стойкости, верности комсомольской, ставший символом своей эпохи, бюсты знаменитых героев первой обороны города на здании Панорамы, скорбный монумент морякам, погибшим на «Новороссийске» (одна из самых первых работ мастера, законченная в силу обстоятельств одной из последних).  Мы просто не осознаем, что живем, по сути, среди скульптур Станислава Александровича. А ведь его произведения  есть не только в Севастополе, и не только в нашей стране.

Последняя работа художника тоже стала символом – символом третьей обороны города. Памятник Екатерине Второй, поставленный в 2008 году на улице, когда-то носившей имя императрицы, стал своеобразной прививкой русскости, подготовкой к весне 2014-го, о которой тогда можно было только мечтать. Борьба за установку памятника показала готовность горожан отстаивать свои ценности, но, к сожалению, сократила жизнь автору. Многолетние препоны на пути Екатерины к постаменту надорвали сердце Мастера.

Он родился 23 октября 1935 года в Кривом Роге в семье горного инженера. После школы поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. В 1954 году перевёлся в Одесское художественное училище имени К. К. Констанди, в котором учился до 1956 года, защитил диплом. Еще в студенческие годы участвовал в республиканском конкурсе на лучшее произведение, посвящённое Николаю Островскому, и получил вторую премию за созданный им бюст писателя.

В 19561959 годах Станислав Чиж служил на Черноморском флоте, в Севастополе. Во время службы победил в нескольких творческих конкурсах: проект памятника морякам, погибшим на линкоре «Новороссийск»;  комсомольцам Севастополя. Участвовал в изготовлении рельефов для здания диорамы «Штурм Сапун-горы». И, конечно, по окончании службы остался в городе, который так принял его творчество.

Плодотворная работа позволила ему достаточно рано вступить в Союз художников СССР (1962), авторитет  стать членом правления Крымской организации Союза художников.

Может сложиться впечатление, что Станислав Александрович работал только в серьезной монументальной и мемориальной скульптуре. Не все знают о том, что ему был присущ и лирический талант, а в лучших работах есть и психологическая характеристика, и добрый юмор.

В собрании Севастопольского художественного музея хранятся как раз такие произведения.

Боцман С. Безродный. 1961.  Оргстекло, мрамор

Бюст боцмана С. Безродного – самая ранняя работа скульптора в собрании музея. Какой сложный образ создан автором! Перед нами простое, но выразительное лицо немолодого человека, отличающегося и решительностью, и сметкой. Он о чем-то задумался, словно вспоминая былое. Невольно на память приходит герой Бориса Андреева в фильме «Путь к причалу»  такой же надежный и основательный. Это явно подготовительная работа для бронзового бюста: скульптор обыгрывает игру света на будущей литой форме. Портретная выразительность не помешала молодому еще тогда скульптору подняться до обобщения: это не только портрет человека  с конкретной судьбой,  но и представитель своего поколения. «На таких людях все и держится»,  словно хочет сказать нам автор. Созданный образ столь типичен, что кажется хорошо знакомым. 

Очень хорош на контрасте с предыдущим детский портрет.

Портрет Коки. Почемучка. 1965.  Мрамор. 38х22х24

Скульптор не случайно выбирает мрамор – нежная детская кожа, светящийся взгляд, мечтательное и одновременно решительное выражение лица лучше всего передает именно этот материал. И опять вместе с портретным сходством переданы самые симпатичные детские качества – любознательность, непосредственность.

Наблюдательность и сочетание конкретики с обобщением, добрый юмор – отличают и скульптурную группу «Ветераны».

Ветераны. 1984.  Шамот, лепка

Мягкость шамота и техника лепки позволяют передать такие разные характеры (материал снова выбран не случайно). Композиция получилась цельной за счет расположения в центре фигуры молчаливого ветерана. Это психологически и композиционно уравновешивает изображения беседующих. Можно только предполагать, кто они – соратники по скульптурному, живописному цеху, или соседи.

Просьба к посетителям нашего сайта: поделитесь, пожалуйста, с нами информацией, если узнаете кого-нибудь из изваянных скульптором.

Лучшая работа С.А. Чижа из нашей скульптурной коллекции – это, конечно, «Затишье».

Затишье. 1991. Бронза, литьё. 50х34х22

Сложная композиционно, она легка и словно прозрачна. Забываешь о тяжести бронзы,  так верно передано состояние двух молодых людей, слушающих тишину, друг друга и свое сердце. Так композиционный прием работает на настроение образа.

Творчество Станислава Александровича многогранно. Он был еще и прекрасным рисовальщиком. К сожалению, музей не обладает рисунками мастера.

Осенью этого года художнику исполнилось бы 85 лет. Всего. Сколько еще он мог бы сделать за те двенадцать лет, что его нет с нами!

Мы помним Вас, Станислав Александрович!