вторник, 3 ноября 2020 г.

Произведения И.Э.Грабаря в собрании Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого



И.Э.Грабарь – талантливый живописец, реставратор, художественный критик, историк искусства, музейщик, а также замечательный педагог, прожил долгую и насыщенную жизнь. Многогранный и разносторонне одаренный человек, он постоянно находился в творческом поиске. 

…Искусство, искусство и искусство. 

                С детских лет и до сих пор оно для меня – 

почти единственный источник радости и горя,

восторгов и страданий, восхищения и возмущения,

 единственное подлинное содержание жизни!

И. Грабарь


Игорь Эммануилович прошел сложный путь в искусстве от импрессионизма к реализму. Учился в Академии художеств в Петербурге у И.Е.Репина и П.П.Чистякова, в частной школе у А.Ашбе в Мюнхене, в Париже в академии Жюльена, у Коларосси. Здесь он не только занимался живописью, но и изучал историю архитектуры и скульптуры, а также преподавал. В сочетании со строгой системой рисования с натуры у Ашбе была принята широкая, свободная манера письма. Краски не смешивались на палитре, а раздельно накладывались на холст. Работа и учеба в Мюнхенской школе много дала ему для решения собственных проблем в рисунке и живописи. 

Весной 1900 года художник побывал на Всемирной выставке в Париже, где познакомился с произведениями Милле, Курбе, Мане и многих других знаменитых мастеров. Все это отразилось на дальнейшем творческом поиске художника. «Эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого…». 

В 1901, после возвращения в Россию, начинается новая полоса в жизни И.Э.Грабаря. Он вступает в творческое объединение «Мир искусства», становится ведущим критиком журнала. Затем примыкает к «Союзу русских художников», ядро которого составляли ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества, развивающие традиции лирического пейзажа И.И.Левитана. Именно в этом объединении сформировался русский вариант живописного импрессионизма, сочетающий непосредственность и свежесть восприятия натуры с любовной поэтизацией образов крестьянской России. 

Приемы дивизионизма, разложения цвета, позволили ему передать многокрасочность привычного ландшафта как, например, в пейзаже «Зимнее утро». 

Зимнее утро. 1907. Холст, масло. 80х80,5 

Грабарь пишет снег, деревья отдельными точечными мазками розового, желтого, голубого цвета, которые все вместе сливаются в единую сверкающую, искрящуюся поверхность. Они словно образуют мозаику, которая своим цветом и фактурой дает нужный художнику оптический эффект, ощущение вибрации воздуха, игры световых бликов, трепета жизни, движения. «Перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба» «рождают» праздничное, радостное настроение, создают образ сказочной, чарующей русской зимы. Диагональная композиция зрительно увеличивает глубину пространства. В этой картине художник обращается к пленэрной живописи, использует характерные для импрессионизма приемы передачи световоздушной среды, фрагментарность композиции: стволы деревьев обрезаны, выбрана точка зрения снизу вверх. 

Создана работа в Подмосковье, в Дугине, в 1907 году и вот уже много лет украшает постоянную экспозицию музея.  

Знакомство и дружба с богатым хлебосольным художником Николаем Мещериным привели к тому, что более тридцати лет Игорь Грабарь провел (наездами) в его имении Дугино. Здесь же он написал свои знаменитые «снежные» картины «Февральскую лазурь» (1904) «Мартовский снег» (1904), «Грачиные гнезда» (1904) и многое другое. Сам художник говорил, что наиболее интересный для него пейзаж – зимний.  

В Дугино художник нашел и будущую жену. Валентина Мещерина приходилась племянницей Николаю Мещерину.  

С 1908 по 1914 годы Игорь Эмануилович почти занимается живописью, поглощенный исследовательской и музейной деятельностью. В тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». Грабарь стал редактором и автором нескольких разделов этой книги для издательства Иосифа Кнебеля. Он собирал архивные материалы, фотографировал старинные архитектурные памятники по всей стране.  

В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею, где провел масштабную реэкспозицию музея, что вызвало дискуссии в газетах и даже на заседаниях Государственной думы. 

В 1915 году мастер пишет этюды к картине «Рябинка» (1915). Один из них находится в Государственной Третьяковской галерее, другой - в СХМ им. М.П.Крошицкого, картина же – в частном собрании (Москва). В 1965 году один из этюдов был приобретен художественным музеем у жительницы Севастополя К.А.Ивашкиной.  

Рябинка.1915. Холст, масло. 44х63,5 

Работы из музейного собрания позволяют проследить эволюцию мастера. Он почти полностью отказался от дивизионизма, порой не оставляет чистых цветов, прокладывая их на значительных плоскостях широкими сплавленными мазками. Графически точный рисунок подчеркивает изысканность причудливых переплетений ветвей рябин и берез, не нарушая мягкости силуэтов деревьев. «Рябинка» построена на сопоставлении цветов: изумрудно-зеленой травы, ярко-красных гроздьев рябины, нежной голубизны неба и светящейся желтизны листьев березы. Эта картина не сиюминутное впечатление, а созерцательное осмысление длительного состояния окружающего мира, воплощенное на холсте. Продолговатые уверенные мазки, контрастные цветовые сочетания, – все это дает возможность в полной степени насладиться представленным пейзажем. Художник искренне восхищается красотой, изяществом и великолепием осенней поры. 

После Октябрьской революции художник остался в России и занимался административной музейной работой. В 1918 году по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские, которые он возглавлял в течении 12 лет. Грабарь организовывал и участвовал в экспедициях в Новгород и Псков, по городам Поволжья, в Крым и на Кавказ. Экспедиции проводили чтобы найти, отреставрировать и укрепить памятники искусства. Благодаря ему были организованы работы по расчистке всех циклов фресок и икон А.Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон, в том числе знаменитой Владимирской Богоматери. 

С 1921 года Грабарь читал в Московском государственном университете уникальный курс лекций по теории и практике научной реставрации. В то время подобных лекций не было ни в одном университете мира. 

Активную педагогическую и научную деятельность художник сочетал с творческой.  

Отечественная пейзажная живопись претерпевает в это время важные изменения. Живописцы стремятся к созданию синтетического, обобщенного образа родной природы. Вместе с тем идут поиски отображения нового облика социалистической родины, меняющегося в результате созидательного труда народа. Пейзажи этого периода полны просветленного лиризма, поэтичности, жизнерадостности, надежды на светлое будущее, рождают чувство уверенности, гордости за свою страну. В это время Игорь Грабарь уже не передает в своих работах мимолётность впечатления. Он старается показать «постоянный облик, поэзию, заложенную в самом гармоническом образе видимого мира…». Уходит и высветленность палитры.  

Летом 1935 года И.Э.Грабарь пишет портреты академиков в санатории «Узкое» (в Московской области), красивейшей усадьбе князей Трубецких. Единственным видом его отдыха, по воспоминаниям мастера, было написание пейзажей. В это время создана солнечная, звонкая картина «Пруд в Узком». 
Пруд в Узком.1935. Холст, масло. 80х100 

Художник разрабатывает многоплановую композицию: водная гладь пруда, густые заросли леса, небо. Заниженная линия горизонта дает возможность изобразить небесный свод во всем разнообразии оттенков голубого цвета. Картина написана густыми, уверенными мазками, передает своеобразие запечатленного им мира природы: красоту, гармонию и постоянство. Яркие, «звенящие» краски, продуманное композиционное построение: диагональ «уводит» взгляд зрителя в глубину картины, где бесконечное голубое небо и белоснежные облака, кристально чистая гладь воды как символ надежды на светлое будущее. 

Поступила работа из Всесоюзного комитета по делам искусств Москвы в 1937 году. Ранее находилась в ГТГ, неоднократно экспонировалась в Москве и Севастополе (СХМ). 

Еще один пейзаж мастера – городской - «Уголок уходящей Москвы» («Уходящая Москва»), написан в 1930 году.  

Уголок уходящей Москвы. 1930. Холст, масло. 71х88 

Картина словно «перекликается» с более ранним этюдом «Крыша со снегом», хранящемся в Третьяковском галерее, созданным еще в студенческие годы в Петербурге в 1889 году из окна комнаты одного из университетских товарищей на углу Владимирской улицы и Графского переулка. В севастопольской работе живописец акцентирует внимание на части дома с заснеженной крышей на переднем плане холста. В картине доминирует нежно-розовый цвет. Грабарю удалось передать неуловимый миг перехода дневного освещения в вечернее. Краски становятся менее яркими, цветовые сочетания более нежными. Диагональная перспектива улицы повторяет диагональ крыши на переднем плане, мягкие контрасты света и тени дополняют ощущение прелести уходящего зимнего дня. 

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств есть иной вариант картины И.Э.Грабаря - «Иней в Москве», написанный позже, в 1934 году. Она, словно кадр жизни города, но уже другого периода. Наша работа более графична, точна в изображении. Цветовая палитра также иная, более нежная, появляются красивые заснеженные деревья на дальнем плане, и фрагмент дома впереди взят чуть выше! 

У нашей картины богатая выставочная судьба. Приобретена она в 1936 году с выставки Московского союза художников в Ялте. Экспонировалась в Ялте, Белостоке, Риге, Москве, Севастополе.  

Не меньше, чем пейзаж, увлекал художника натюрморт. В этом жанре Грабарь мастерски умел передать красоту и поэтичность обыденных вещей. В музейном собрании находится работа «Васильки. Июнь» (1937).  

Васильки. Июнь.1937. Холст, масло. 66,5х86 

Если сравнить ее с натюрмортами более раннего периода творчества, то «Васильки» отличаются большей яркостью красок, локальностью цветов. Лазурно-синие цветы с зелеными листьями контрастируют с фоном желто-коричневой стены. И.Э. Грабарь сознательно «кадрирует» холст, чтобы акцентировать внимание на главном – вазе с цветами, выявить декоративность цвета, подчеркнуть материальность и осязаемость предметов. Второстепенных деталей здесь нет. Картина выполнена плотными, пастозными мазками.  

Натюрморт «Васильки» поступил в 1974 году из коллекции почтового служащего М.И.Селиванова. 

Пять работ, хранящиеся в Севастопольском художественном музее – пять этапов в жизни И.Э.Грабаря, отражающие разные стороны его творчества. 

Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем продолжалось изучение творческого наследия знаменитого живописца, о нем писали, говорили, каждый раз открывая для себя что-то новое! 

Ю.В.Капранова, искусствовед