вторник, 17 ноября 2020 г.

«Музей – это храм». К юбилею Р. И. Поповой

В этом году исполнится 90 лет Раисе Ивановне Поповой (1930-2019) – директору Севастопольского художественного музея с 1975-го по 1985-й годы.

Заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым, член Национального Союза художников Украины, ответственный секретарь и член правления севастопольской городской организации Союза художников, член ВТОО «Союз художников России» (с 2014-го), всего год не дожила эта по-королевски статная, до последних дней красивая женщина до своего юбилея.

Раиса Ивановна была и художником, и искусствоведом: она закончила Симферопольское художественное училище имени Н. С. Самокиша, по специальности «Декоративно-прикладное искусство», и искусствоведческое отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР.


М.А Волошин (1877-1932). Выстуженные ветрами.1925. Акварель

До нашего музея у нее были годы  плодотворной искусствоведческой работы в музее М. А. Волошина в Коктебеле и Симферопольском художественном музее. Р. И. Попова — автор книги "Максимилиан Волошин — художник", десятков каталогов, альбомов, буклетов, множества статей, опубликованных в периодической печати, сценариев радио- и телепередач, посвященных изобразительному искусству.

Судьба подарила ей встречи с М. С. Волошиной и Н. Н. Грин, режиссером О. Н. Ефремовым и скульптором В. Е. Цигалем, прозаиком М. С. Шагинян и поэтом  С. С. Наровчатовым… Вместе с выдающимся пианистом Г. Г. Нейгаузом она подбирала музыку для сопровождения чтения волошинских стихов. Посчастливилось Раисе Ивановне побывать в Звездном городке, когда готовилась выставка картин летчиков-космонавтов А. Леонова и В. Джанибекова. Будучи интересным, неординарным человеком, она была дружна с крымскими литераторами Владимиром Орловым и Геннадием Черкашиным, коллективом Крымской астрофизической обсерватории.

Раиса Ивановна очень любила слова профессора М. В. Алпатова, считавшего  музей чем-то вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения. Потому, придя в самое красивое здание города на проспекте Нахимова, 9, она сделала все, чтобы наш музей занял одно из центральных мест в культурной жизни нашего города.

Реконструкция музея началась с расчистки подвальных помещений и открытия парадного входа в музей со стороны проспекта Нахимова. Была систематизирована коллекция фондов по местам хранения, проведена полная реэкспозиция отделов произведений русского и западноевропейского искусства. Стала развиваться реставрационная работа. Состоялись первые в истории музея музыкальные вечера.

На выставки, организованные Р. И. Поповой с помощью ее талантливых сотрудников, очереди стояли до Морской библиотеки, а из разных мест Крыма любители искусства приезжали специальными автобусами. Конечно, тогда не было Интернета, но тульское оружие из собрания музеев Московского Кремля, народные промыслы народов России, игрушки и сейчас привлекли бы многих посетителей, особенно когда прямо в залах музея проводились мастер-классы хохломской росписи, плетения вологодских кружев, обработки  янтаря, изготовления дымковской глиняной игрушки.

Первой подняла Раиса Ивановна и вопрос о значении подвига М. П. Крошицкого (музей не носил тогда его имя).

Но самое главное - это пополнение коллекции.

Иконопись XVIII — н. ХХ веков, акварели М. А. Волошина, предметы каслинского литья и фарфора, часы и русские самовары разных фирм и эпох, ювелирные вещи

Шкатулка-ларец.XIX в. Серебро, скань

и скульптурная пластика, — вот малая часть перечня тех сокровищ, которыми пополнились фонды музея.

Обладая тонким вкусом, музейным чутьем и дружбой со многими художниками, Раиса Ивановна собирала для музея лучшие работы севастопольских, крымских мастеров прямо в мастерских и на выставках.

Именно тогда появились в музее первые работы будущих народных художников Ф. З. Захарова

Ф. З. Захаров (1919-1994). Красные розы. 1967. Картон, масло

 и В. Д. Бернадского,

В. Д. Бернадский (1917-2011). В горном Крыму. 1977. Холст, масло

Я. А. Басова

 

Я.А. Басов (1914-2004). Ушакова балка (из серии «Севастополь»). Акварель

 и А. И. Сухоруких,

А. И. Сухоруких (1935-2015). Дача Шаляпина в Южном1983. Холст, масло

графика молодых  еще тогда Н. Я. Дудченко

Н. Я. Дудченко (р. 1949). Дом на инкерманских высотах. Из серии "Апрель в Севастополе". Бумага, соус

и И. В. Велигина.

И. В. Велигин (р. 1947). Мастерская. 1976. Офорт

Раиса Ивановна доверяла своему профессионализму и отбирала для  коллекции работы авторов, невзирая на отсутствие их членства в Союзе художников и положительного мнения «коллег» по живописному цеху.

Так в музее появились около трехсот работ легенды севастопольского изобразительного искусства Геннадия Александровича Арефьева. Это лучшие живописные

Г. А. Арефьев (1934-1977). Красные стулья. 1973. Холст, масло

и графические работы,

Г. А. Арефьев (1934-1977). Город у моря. 1976. Бумага, тушь, перо

авторские книги, чеканка. В наших фондах есть даже «доски», с которых печатались гравюры. При Раисе Ивановне в музее прошла и персональная выставка художника.

Думается, благодарная память о подвижнической деятельности Раисы Ивановны Поповой сохранится не только в благодарной памяти сотрудников музея – в прошлом, настоящем и будущем, но и сердцах всех севастопольцев, неравнодушных к искусству.