В этом году исполнится 90 лет Раисе Ивановне Поповой (1930-2019) – директору Севастопольского художественного музея с 1975-го по 1985-й годы.
Раиса
Ивановна была и художником, и искусствоведом: она закончила Симферопольское
художественное училище имени Н. С. Самокиша, по специальности «Декоративно-прикладное искусство»,
и искусствоведческое отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и
архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР.
До
нашего музея у нее были годы
плодотворной искусствоведческой работы в музее М. А. Волошина в Коктебеле
и Симферопольском художественном музее. Р. И. Попова — автор книги
"Максимилиан Волошин — художник", десятков каталогов, альбомов,
буклетов, множества статей, опубликованных в периодической печати, сценариев
радио- и телепередач, посвященных изобразительному искусству.
Судьба
подарила ей встречи с М. С. Волошиной и Н. Н.
Грин, режиссером О. Н. Ефремовым и
скульптором В. Е. Цигалем, прозаиком М. С. Шагинян и поэтом С. С. Наровчатовым… Вместе с выдающимся
пианистом Г. Г.
Нейгаузом она подбирала музыку для сопровождения чтения волошинских стихов.
Посчастливилось Раисе Ивановне побывать в Звездном городке, когда готовилась
выставка картин летчиков-космонавтов А. Леонова и В. Джанибекова. Будучи
интересным, неординарным человеком, она была дружна с крымскими литераторами
Владимиром Орловым и Геннадием Черкашиным, коллективом Крымской астрофизической обсерватории.
Раиса
Ивановна очень любила слова профессора М. В. Алпатова, считавшего музей чем-то вроде эпической поэмы, к которой
приложили руку многие поколения. Потому, придя в самое красивое здание города
на проспекте Нахимова, 9, она сделала все, чтобы наш музей занял одно из
центральных мест в культурной жизни нашего города.
Реконструкция
музея началась с расчистки подвальных помещений и открытия парадного входа в
музей со стороны проспекта Нахимова. Была систематизирована коллекция фондов по
местам хранения, проведена полная реэкспозиция отделов произведений русского и
западноевропейского искусства. Стала развиваться реставрационная работа.
Состоялись первые в
истории музея музыкальные вечера.
На
выставки, организованные Р. И. Поповой с помощью ее талантливых сотрудников,
очереди стояли до Морской библиотеки, а из разных мест Крыма любители искусства
приезжали специальными автобусами. Конечно, тогда не было Интернета, но тульское
оружие из собрания музеев Московского Кремля, народные промыслы народов России, игрушки и сейчас привлекли бы многих
посетителей, особенно когда прямо в залах музея проводились мастер-классы
хохломской росписи, плетения вологодских кружев, обработки янтаря, изготовления дымковской глиняной игрушки.
Первой
подняла Раиса Ивановна и вопрос о значении подвига М. П.
Крошицкого (музей не носил тогда его имя).
Но
самое главное - это пополнение коллекции.
Иконопись
XVIII — н. ХХ веков, акварели М. А. Волошина, предметы каслинского литья и фарфора, часы
и русские самовары разных фирм и эпох, ювелирные вещи
и
скульптурная пластика, — вот малая часть перечня тех сокровищ, которыми
пополнились фонды музея.
Обладая
тонким вкусом, музейным чутьем и дружбой со многими художниками, Раиса Ивановна
собирала для музея лучшие работы севастопольских, крымских мастеров прямо в
мастерских и на выставках.
Именно
тогда появились в музее первые работы будущих народных художников Ф. З. Захарова
и В. Д. Бернадского,
Я. А.
Басова
и А. И. Сухоруких,
графика
молодых еще тогда Н. Я. Дудченко
и
И. В. Велигина.
Раиса Ивановна доверяла своему профессионализму и отбирала для коллекции работы авторов, невзирая на отсутствие их членства в Союзе художников и положительного мнения «коллег» по живописному цеху.
Так в музее появились около трехсот работ легенды севастопольского изобразительного искусства Геннадия Александровича Арефьева. Это лучшие живописные
Г. А.
Арефьев (1934-1977).
Красные
стулья. 1973.
Холст, масло
и
графические работы,
авторские
книги, чеканка. В наших фондах есть даже «доски», с которых печатались гравюры.
При Раисе Ивановне в музее прошла и персональная выставка художника.
Думается,
благодарная память о подвижнической деятельности Раисы Ивановны Поповой
сохранится не только в благодарной памяти сотрудников музея – в прошлом,
настоящем и будущем, но и сердцах всех севастопольцев, неравнодушных к
искусству.