В дни Декады памяти
М. П. Крошицкого мы еще раз вспоминаем о его подвиге, спасении галереи в годы
Великой Отечественной войны.
Но в этот раз
хочется поговорить о другом.
Михаил Павлович – не только музейщик, деятель культуры и искусства, педагог, но и художник. И, может быть, в первую очередь художник. Потому и осознавал он непреходящую ценность галереи, значимость ее для города.
М. П. Крошицкий учился в Академии художеств в Петрограде. Там по коридорам ходили, учились и преподавали И. Е. Репин, имя которого будет потом носить этот академический институт, И. К. Айвазовский, В. А. Серов… Занимался Крошицкий в мастерской известного передвижника В. Е. Маковского.
В нашем собрании
есть учебная работа юного художника.
Натурщик. 1916. Бумага, карандаш
Римская цифра внизу
листа – свидетельство высокой оценки – 3-е место.
Михаил Павлович до
конца жизни остался прекрасным рисовальщиком. Это подтверждает его послевоенный
набросок.
Женский портрет. 1953. Бумага, карандаш
Влияние учителя, приверженность
реалистической живописи сохранились в творчестве М. П.
Крошицкого.
Пастушок Коля. Соколиное. 1954. Картон, масло
Михаил Павлович
работал в разных жанрах: портрете,
Рабочий. Бумага, карандаш, уголь
Портрет И. В. Сталина. Холст, масло
натюрморте,
Натюрморт с кувшином. Картон, масло
Магнолия. Холст, масло
пейзаже.
На этюдах. Картон, масло
Героический Херсонес. Картон, масло
В горах. 1950. Холст, масло
Деревенская улочка. 1954. Картон, масло
Иногда Михаил
Павлович содержательно усложнял тот или иной жанр: портретом в пейзаже можно
назвать картон «На этюдах». К бытовому жанру примыкает «Деревенская
улочка». Перевернутая каска на первом плане в работе «Героический
Херсонес» напоминает нам, где закончилась Вторая оборона Севастополя, приближая произведение к батальному жанру.
Один и тот же мотив
писал художник несколько раз, не удовлетворяясь результатом.
Берег. Этюд. 1954. Картон, масло
Прибой. Этюд. 1954. Картон, масло
Даже
в незавершенном наброске ему часто удавалось передавать световые эффекты.
Домики. Этюд. Картон, масло
Как
график Михаил Павлович работал с разными материалами - карандаш, уголь, тушь,
акварель.
Стены древнего Херсонеса. Акварель
Большинство
работ относятся к 1950-м годам, когда Михаил Павлович был директором
объединенной севастопольско-симферопольской картинной галереи, преподавал в
Художественном училище имени Н. С. Самокиша.
Возможно,
именно к этому периоду относится и единственный известный нам опыт работы в
театре:
Эскиз декорации к драме «Ифигения Таврическая». Бумага на картоне,
масло
К
сожалению, неизвестно, был ли осуществлен спектакль, и где именно. Мы опять надеемся
на помощь посетителей нашего сайта.
Закончить
разговор о творчестве Михаила Павловича Крошицкого хочется лучшей его работой в нашем собрании – морским пейзажем.
Мертвая зыбь. 1953. Холст, масло
Остается
только пожалеть, что так мало времени оставалось замечательному человеку, подвижнику,
жившему для музея, а не для себя, на свое собственное творчество.
Т. П. Сайгушкина, искусствовед