вторник, 17 ноября 2020 г.

Михаил Павлович Крошицкий – художник

В дни Декады памяти М. П. Крошицкого мы еще раз вспоминаем о его подвиге, спасении галереи в годы Великой Отечественной войны.

Но в этот раз хочется поговорить о другом.

Михаил Павлович – не только музейщик, деятель культуры и искусства, педагог, но и художник. И, может быть, в первую очередь художник. Потому и осознавал он непреходящую ценность галереи, значимость ее для города.

М. П. Крошицкий учился в Академии художеств в Петрограде. Там по коридорам ходили, учились и преподавали И. Е. Репин, имя которого будет потом носить этот академический институт, И. К. Айвазовский, В. А. Серов… Занимался Крошицкий в мастерской известного передвижника В. Е. Маковского.

В нашем собрании есть учебная работа юного художника.

Натурщик. 1916. Бумага, карандаш

Римская цифра внизу листа – свидетельство высокой оценки – 3-е место.

Михаил Павлович до конца жизни остался прекрасным рисовальщиком. Это подтверждает его послевоенный набросок.

Женский портрет. 1953. Бумага, карандаш

Влияние учителя, приверженность реалистической живописи сохранились в творчестве М. П. Крошицкого.

Пастушок Коля. Соколиное. 1954. Картон, масло

Михаил Павлович работал в разных жанрах: портрете,

Рабочий. Бумага, карандаш, уголь

Портрет И. В. Сталина. Холст, масло  

натюрморте,

Натюрморт с кувшином. Картон, масло

Магнолия. Холст, масло

пейзаже.

На этюдах. Картон, масло

Героический Херсонес. Картон, масло

В горах. 1950. Холст, масло

Деревенская улочка. 1954. Картон, масло

Иногда Михаил Павлович содержательно усложнял тот или иной жанр: портретом в пейзаже можно назвать картон «На этюдах». К бытовому жанру примыкает «Деревенская улочка».  Перевернутая каска на первом плане в работе «Героический Херсонес» напоминает нам, где закончилась Вторая оборона Севастополя,  приближая произведение к батальному жанру.

Один и тот же мотив писал художник несколько раз, не удовлетворяясь результатом.

Берег. Этюд. 1954. Картон, масло

  

Прибой. Этюд. 1954. Картон, масло

Даже в незавершенном наброске ему часто удавалось передавать световые эффекты.

Домики. Этюд. Картон, масло

Как график Михаил Павлович работал с разными материалами - карандаш, уголь, тушь, акварель.

Стены древнего Херсонеса. Акварель

Большинство работ относятся к 1950-м годам, когда Михаил Павлович был директором объединенной севастопольско-симферопольской картинной галереи, преподавал в Художественном училище имени Н. С. Самокиша.

Возможно, именно к этому периоду относится и единственный известный нам опыт работы в театре:

Эскиз декорации к драме «Ифигения Таврическая». Бумага на картоне, масло

К сожалению, неизвестно, был ли осуществлен спектакль, и где именно. Мы опять надеемся на помощь посетителей нашего сайта.

Закончить разговор о творчестве Михаила Павловича Крошицкого хочется лучшей его  работой в нашем собрании – морским пейзажем.


Мертвая зыбь. 1953. Холст, масло

Остается только пожалеть, что так мало времени оставалось замечательному человеку, подвижнику, жившему для музея, а не для себя, на свое собственное творчество.

Т. П. Сайгушкина, искусствовед