воскресенье, 2 августа 2020 г.

Людолф Бакхёйзен – любимый художник Петра I


В жарком июле в Севастополе основное событие - День Военно-Морского Флота России. Водный парад и его многочисленные репетиции создают в городе радостную и приподнятую атмосферу. В эти праздничные дни надо вспомнить основателей Севастополя и Черноморского флота - императрицу Екатерину II, светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, русских полководцев и флотоводцев - генералиссимуса А.В. Суворова, адмирала Ф.Ф. Ушакова и многих других выдающихся деятелей, послуживших стране и флоту.
К 390-летию со дня рождения знаменитого мариниста

Россия, как мощная морской держава, «состоялась» еще при Петре I строителе новой столицы - Санкт-Петербург, создателе регулярной армии и флота. Петр I вошел в историю страны благодаря грандиозным преобразованиям в государственной сфере, кроме того, он был покровителем искусств и наук, коллекционером, создателем первого в стране публичного музея - Кунсткамеры. Именно такой личностью с разносторонними интересами представлен молодой государь на цветной литографии «Петр Великий» из фондов севастопольского музея, созданной неизвестным автором в XIX веке. Рядом с ним изображены предметы, «говорящие» об увлечениях и многогранной деятельности монарха: на столе развернута карта, с контурами будущего Петербурга, на стене укреплены инструменты, модель корабля и фрагмент картины, изображающей морской пейзаж с фрегатом. Очевидно, что эта марина была написана иностранным художником, так как в России в это время только начинала формироваться светская живопись с ее жанровым разнообразием. Вероятно, картина была привезена Петром Алексеевичем из-за границы. 

Неизвестный русский художник XIX в. Портрет Петра Великого. Литография, подкраш

Желание познать мир, изучать передовые достижения в науке и применять их на практике привели его с Великим Посольством 1697-98 годах в Голландию – одну из самых развитых стран того времени. Голландия в XVII столетии была сильной морской державой. Она не только обрела независимость, сбросив феодальные путы, но «пошла» по-новому, буржуазному пути. Голландцы ценили все, что окружало их в обычной жизни. В изобразительном искусстве они внимательно и реалистично, с любовью изображали любой, даже самый простой мотив. 


Жизнь страны и каждого ее жителя во многом зависела от моря, поэтому жанр марины приобрел большую популярность. Внимание художников здесь привлекало все: и парадные визиты кораблей, прибывающие с дипломатической миссией в Голландию, и динамичные баталии, и жанровые сцены с рыбаками, и, конечно, сама морская стихия в ее разных состояниях - от затишья до шторма. В стране появляются целые династии художников-маринистов. 

Во время европейского путешествия молодой русский царь знакомится со многими из них, не только посещает мастерские живописцев, но и приобретает их картины. Одним из художников, заинтересовавших Петра, был известный голландский маринист Людолф Бакхёйзен. Известно, что для русского царя он выполнял модели различных кораблей. Возможно, Петр Михайлов (под этим именем молодой царь путешествовал) и сам принимал участие в создании макетов под руководством мастера. 

Жизненный и творческий путь Людолфа Бакхёйзена начинался в рыбацком местечке Эмдене, где жители, чтобы прокормиться промышляли пиратством. Городок довольно живописен и стоит на берегу бухты. Эти земли в разные времена принадлежали то Германии, то Голландии. Родился будущий художник в 1630 году в немецкой семье. Сначала он обучался на клерка и каллиграфа. Но карьеру живописца Бакхёйзен сделал в Амстердаме, куда переехал в 20-летнем возрасте. Морской пейзаж не сразу стал для него приоритетным. Обучаясь живописи у таких мастеров как Алларт ван Эвердинген и Хендрикс Якобс ван Дуббелс, поначалу работал в разных жанрах, в том числе писал портреты, которые охотно заказывала знать. 

Он увлекся морским пейзажем, так как на него повлияло творчество таких признанных маринистов как Симон де Влигер и Виллем ван де Велде Старший. Но профессия каллиграфа не была забыта, пригодилась - он много рисовал с натуры море и корабли и посвятил этому изящному искусству значительную часть жизни. Чаще всего выполнял рисунки черными чернилами на холсте и пергаменте... К шестидесятым годам Бакхёйзен уже приобрел известность как яркий живописец-маринист. Его успех и признание подтверждает прием мастера в 1663 году в амстердамскую гильдию художников. С семидесятых годов Бакхёйзен становится ведущим художником-маринистом Голландии. Так, последовательно, пройдя все ступени в постижении мастерства, Людолф ставится признанным живописцем морского пейзажа.  

В коллекции севастопольского музея находится небольшая картина «Бурное море» Л.Бакхёйзена. К сожалению, марина не датирована, но есть основание предполагать, что относится она к раннему, наиболее ценному периоду его творчества.  

Стремясь к наибольшей достоверности в изображении морских пейзажей, Бакхейзен специально ходил в море на кораблях в любую погоду, даже в шторм. Художника, создававшего работы малого формата, привлекал апофеоз борьбы человека с морской стихией, кульминация их противоборства. И в данной работе накал драматической борьбы за жизнь в пучине волн, разметавших тонущие корабли с маленькими фигурками храбрых моряков, спасающих себя и свои суда, достигается с предельной живописной энергией. В темном мареве стихии непросто разглядеть подробности трагедии: в бурных волнах скалы, люди, остатки кораблей, бочки …, но уже появилась слабая надежда на спасение – небо проясняется, значит, буря скоро утихнет.  


Л. Бакхёйзен (1630-1708), Голландия Бурное море. Холст, масло

В последующие годы Л.Бакхёйзен писал большие полотна. В них нет прежнего драматизма: живописец часто изображает на фоне спокойной глади моря вальяжно прогуливающееся вдоль пирса нарядное общество. Этим картинам присущ высокий профессионализм и декоративность, однако они лишены истинных, сильных эмоций.  

Умер Людолф Бакхёйзен в Амстердаме в 1708 году, его жизнь была весьма плодотворна. А русский государь Петр I способствовал тому, чтобы марины голландского художника знали в России и тем самым способствовали развитию русского морского пейзажа. В начале своего творческого пути прославленный русский маринист И.К. Айвазовский, увидев в Эрмитаже его произведения, внимательно изучал его манеру письма и высоко оценил творчество художника.  

М.Собчинская, искусствовед