пятница, 21 августа 2020 г.

Гринландия З.И. Филиппова и И.Н. Шипилина

Мы продолжаем наши «литературные» публикации-благодарности, посвященные сотрудничеству с Центральной городской библиотекой им. Л.Н. Толстого и ее филиалами.
23 августа исполняется 140 лет со дня рождения писателя-романтика, недооцененного мыслителя, которого несправедливо считают больше детским писателем – Александра Грина.
Многие художники иллюстрировали его произведения. Самые известные иллюстрации, как и концепция музея в Феодосии, принадлежат Савве Бродскому.
В фондах нашего музея есть работы, связанные с жизнью и творчеством замечательного прозаика. К нему обращаются те художники, кто сохранил в себе мальчишеский задор, чувство справедливого и прекрасного.
З.И. Филиппов (1923-2012). Балаклава. 1960 Холст, масло

Зиновий Иванович Филиппов детство провел в Балаклаве. И она стала ассоциироваться у него с Александром Грином. Ни дороги войны, ни послевоенные лихолетья не изменили его восприятие малой родины. Алый закат отражается в бухте и на мокрой набережной, теплые окна домов согревают путников. Бледно-алый и синий «раскачивают» холст, как лодку у причала. Как хорошо, остаются места, где еще не все изменилось…
Вот Александр Степанович Гриневский сидит, задумавшись, и даже о трубке забыв, и мы видим, как на филлипповском холсте к балаклавскому берегу приближается двухмачтовый парусник. 
З.И. Филиппов (1923-2012). Александр Грин. 1967-1968. Холст, масло

Он еще не с алыми парусами. Но к нему уже протягивает руки хрупкая барышня на берегу. Может, на наших глазах рождается знаменитая феерия?
А на этом суровом холсте корабль уже с алыми парусами. 
З.И. Филиппов (1923-2012). Пейзаж с красным парусником. 1982. Холст, масло


Помните о «чудесах своими руками»? Камни и много пережившая сосна словно благословляют это алое чудо, сделанное неравнодушным сердцем.
Крымский лес тоже воспринимался Зиновием Ивановичем как окрестности Зурбагана.
З.И. Филиппов (1923-2012). Крымский лес осенью (Зурбаган). 1993. Картон, масло

Может, потому, что за осенними холмами виднеется море?
Уже в преклонные годы Зиновий Иванович создал «холст-мечту», на котором встретились…

З.И. Филиппов (1923-2012). Зурбаган. 1991 Холст, масло

Проверьте себя, угадаете? Кто сидит на балконе рядом с художником? Может, они и общаются там, в небесном Зурбагане-Балаклаве и говорят о море, поэзии, красоте и правде…
И если теперь Вы попадете в Балаклаву, то, конечно, невольно будете искать в ее еще пока относительно тихих улочках гриновских героев.

У Игоря Николаевича Шипилина, художника другого поколения, свое отношение к гриновскому творчеству - в чем-то конкретнее, в чем-то символичнее, ассоциативнее.

И.Н. Шипилин (р.1961). Вечер. 1994 Бумага, гуашь, темпера 
(Из цикла «Посвящение Г. Арефьеву»)

При создании этого графического листа И.Н. Шипилин читал рассказ А. Грина «Капитан Дюк», представляя севастопольского художника Г.А. Арефьева в образе капитана Дюка.
Триптих «Воспоминания Грина» - это необыкновенной красоты и мастерства акварели, наполненные глубоким философским содержанием. 

И.Н. Шипилин (р.1961) Тихое утро. Левая часть триптиха
«Воспоминания Грина». 1993 Акварель

Волшебство техники творит вечность: с очень высокой точки, с поднебесья, в туманной дали теряются фигуры рыбаков, лодки, небольшие домики, выплывают здания церкви, замка – и даже они кажутся небольшими рядом с морем и небом. 

И.Н. Шипилин (р.1961). Замок. Правая часть триптиха
«Воспоминания Грина». 1992 Акварель

Центральная часть триптиха, кажется, создана не акварелью, а прозрачным внутренним светом…
И.Н. Шипилин (р.1961). Сирень. Центральная часть триптиха
«Воспоминания Грина». 1993 Акварель

Август еще длится… Проведите его с Александром Грином, Балаклавой, Аполлоновкой, Ушаковой балкой! Пока в Севастополе еще остались эти такие «гриновские места»…

Т. П. Сайгушкина, искусствовед