пятница, 21 августа 2020 г.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ – ЧЕРНОМОРСКОМУ ФЛОТУ

Севастопольский художественный музей продолжает приуроченный к Дню ВМФ виртуальный обзор произведений русских художников из своего собрания, в которых нашел отражение образ Севастополя - морской крепости, южного форпоста России и базы Черноморского флота.
Советский и современный период

Начало новой эры для Севастополя было очень непростым. Трагические события столетней давности превратили город в одну из самых известных точек «исхода» участников белого движения из России. Первостепенными задачами были выход из кризиса послевоенной разрухи и возвращение Севастополю статуса главной базы флота на Черном море. Впрочем, нашему славному городу выпала поистине удивительная судьба - все время рождаться заново!

Предвоенный Севастополь

С 1921 года началось постепенное оживление культурной жизни Севастополя. В 1923 году была образована САХР (Севастопольская ассоциация художников), в которую вошли Ю.И. Шпажинский, М.П. Крошечкин-Крошицкий, М.П. Крошицкий, Н.С. Самокиш.

Активным участником студии был ученик выдающихся русских мастеров К.А. Коровина и В.А. Серова - Эдуард Антонович Штейнберг. Второе рождение талантливого, но к сожалению, забытого живописца, произошло во многом благодаря кропотливой реставрационной и научно-исследовательской работе сотрудника Севастопольского художественного музея, реставратора, заслуженного работника культуры города Севастополя Т.В. Рыжовой.

С Севастополем был связан самый плодотворный период творческой деятельности Э. Штейнберга. С 1920 по 1930-й годы художник не только много творил, но и вел большую общественную работу. Эдуард Анатольевич преподавал изобразительное искусство в клубе Артиллерийской школы, в Школе морской авиации, Клубе им. П.П. Шмидта; вел уроки в трудовых школах им. Н.К. Крупской, Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевского, в профессионально-технической школе. 

Э.А. Штейнберг (1882-1935). Проект фасада клуба им. П.П. Шмидта г. Севастополь. 1925 

В севастопольских произведениях Штейнберга соединены высокий профессионализм и образные художественные достоинства. В пейзажных видах мастерски отражен пронизанный светом крымский воздух и неповторимый колорит довоенного Севастополя. В то же время эти работы отличает почти топографическая точность в изображении местности, скрупулезность рисунка. 
Э.А. Штейнберг (1882-1935). Севастополь. Килен-бухта (этюд). 1920-е 


Э.А. Штейнберг (1882-1935). Севастополь. Пристань. 1935

Эдуард Штейнберг был очень деятельным человеком: занятия живописью, рисунком и гравюрой он совмещал с преподаванием и постановкой спектаклей. Его театральная работа достигла своей наивысшей точки в Севастополе. В 1927 г. Эдуард Антонович выступил в качестве организатора и режиссера-постановщика пьесы «Броненосец “Потемкин”» при Доме Красной Армии и Флота им. П.П. Шмидта (ныне Дом офицеров Черноморского Флота Российской Федерации).

Э.А. Штейнберг (1882-1935). Эскиз декорации к спектаклю «Броненосец Потёмкин». I действие. 1925

На первом плане одного из эскизов декорации изображен утраченный памятник Севастополя - «Грибок». По мнению историка и севастополеведа В.Г. Шавшина беседка в виде гриба с уютной скамьей была построена в 1840 году на Большом бульваре, с юго-восточного мыса которого открывался великолепный вид на Южную бухту и Корабельную сторону.

Э.А. Штейнберг (1882-1935). Севастополь. Южная бухта (этюд). 1920-е

Во время Героической обороны Севастополя 1854-1855 годов на мысе построили батарею, получившую название «Грибок». К 50-летию обороны на этом месте соорудили «грибообразную» беседку-памятник, который был разрушен в годы Второй мировой войны. 

С Черноморским флотом были связаны знаковые события первой русской революции 1905–1907 годов, во время которой «многоликая и разноязыкая Россия превратилась в невиданную карусель, раскручиваемую неведомой рукой». 115 лет назад, 27 июня началось восстание на эскадренном броненосце ЧФ «Князь Потемкин-Таврический». После подавления восстания броненосец переименовали в «Св. Пантелеймон», набрали новую команду, которая в ноябре присоединилась к восставшему уже в Севастополе крейсеру «Очаков». Севастопольская «осенняя буря» стала самым крупным революционным выступлением на флоте и в армии. В 1930-е годы имена ключевых деятелей упомянутых событий - Г.Н. Вакуленчука, А.Н. Матюшенко, П.П. Шмидта, С.П. Частника, - были увековечены в меморативных урбанонимах нашего города, сохранившихся и по сей день.

Об уникальности Севастополя, на земле которого воедино слились различные исторические эпохи, рассказано в монументально-эпическом пейзаже крымского живописца и графика, награждённого орденами Отечественной войны I степени и Красной звезды, Виктора Ивановича Толочко. На пилонах херсонесского колокола - сколы от снарядов, как отголоски событий обороны Севастополя 1941-1942 годов, которая вошла в военную историю как образец длительной обороны приморского города и военно-морской базы, оставшихся в тылу противника. Своеобразными символами защищенности южных морских границ можно назвать военные патруль и корабль.

В.И. Толочко (1922-2006). Севастополь. 1980

Когда летом 1941 года для нашей страны наступило время тяжелых испытаний, в жизни каждого советского человека появилось место для подвига. Не стал исключением и директор Севастопольской картинной галереи Михаил Павлович Крошицкий. Он, как и другие музейные работники осажденного Севастополя, «не расплескал душу в смертной чаше». Оставшись верным своему долгу, он бескорыстно, самоотверженно, до последнего дыхания спасал коллекцию галереи. М.П. Крошицкий - художник, человек мирной профессии - не защищал с оружием в руках наш город, но он по праву награжден медалью «За оборону Севастополя».

Великая Отечественная война

Страницы, повествующие о героизме и мужестве советских солдат и жителей города, проявленных в трагические дни обороны и освобождения Севастополя во время Великой Отечественной войны останутся важнейшими в севастопольской летописи. В музейной коллекции хранятся произведения участников этих драматических событий, военных художников С. И. Владимирова, К.Г. Дорохова, И.А. Пантелеева, Н.С. Сергеева.

Особое место среди них занимают военные работы К.Г. Дорохова, творчество которого является предметом научных изысканий заместителя директора музея по научной-исследовательской и фондовой работе Л.К. Смирновой.

Второе возрождение города

В художественных произведениях послевоенного времени запечатлены разные лики Севастополя, точно передана атмосфера 1960-1970-х годов, приметы и аромат времени; иногда простодушно, но искренне рассказано о буднях и праздниках города и флота.

Известный живописец-баталист и плакатист, автор диорамы «Штурм Сапун-горы» (1959) Петр Тарасович Мальцев представил один из образов Севастополя - парадно-официальный «город-славы».

 П.П. Мальцев (1907-1993). Севастополь. Встреча корабля. 1950

Тот же мотив - в работе Адольфа Ивановича Лозы, но без натуралистичности, фотографизма и буквального воспроизведения действительности. Пейзажи этого мастера овеяны приморскими ветрами, пронизаны теплым светом, напоены солнцем.
А.И. Лоза (1931-2004). Севастопольский пейзаж. 1960-е

Свидетелями чуда возрождения Севастополя из руин были художники, бывшие фронтовики: М.Ф. Чухланцев, П.П. Мирошниченко, З.И. Филиппов. Они готовы были забыть все невзгоды, весь трагизм происходившего и приглашали зрителей полюбоваться в своих лирических пейзажах бережно восстановленным городом – торжественно-чистым, светлым, солнечным.

М.Ф. Чухланцев (1925-1981). Арт-бухта (Набережная Корнилова). 1960

Павлу Петровичу Мирошниченко был по силам любой жанр, будь то портрет, пейзаж, натюрморт или тематическая картина. Но, пожалуй, самым его любимым жанром был пейзаж. Точка зрения сверху вниз была для художника излюбленной.

П.П. Мирошниченко (1920-2006). Город у моря. 1983

Аналогичный прием неоднократно использовал и Зиновий Иванович Филиппов. Мотивы его пейзажей просты, но, написанные с пониманием красоты каждого конкретного момента, очень поэтичны.

З.И. Филиппов (1923-2012). Вид с Малахового кургана

Здесь, как и в предыдущей работе присутствует один из символов Севастополя - силуэт боевого корабля на горизонте, столь привычный для устремленного в морскую даль взгляда севастопольца или гостя города, вне зависимости от его местонахождения: во время прогулки по многовековому городищу Херсонеса Таврического,

Н.П. Глущенко (1901-1977). Херсонес

Приморскому бульвару,

Н.П. Глущенко (1901-1977). Севастопольский рейд

или Северной стороне города.

М.А. Афанасьев (1927-1983). Строительство пристани. Северная сторона. 1959

В 1970-1980-е годы в крымской и севастопольской живописных школах, как и во всем советском искусстве того времени, происходили активные художественные процессы. Основной тон уже задавали живописцы нового поколения – Г.А. Арефьев, М.А. Афанасьев, А.И. Сухоруких, Г.Я. Брусенцов, Н.В. Василенко. Владея «крепкой» кистью, они по-своему рассказывали о Севастополе.

Боевые будни Черноморского флота нашли широкое отражение в работах талантливого пейзажиста и портретиста, участника Великой Отечественной войны, Михаила Андреевича Афанасьева.

М.А. Афанасьев (1927–1983). На боевое задание. 1978

В Севастополе Михаил Андреевич оказался в 1944 году, когда был призван на военную службу и, рискуя жизнью, участвовал в тралении севастопольской акватории. Художник наблюдал разрушенный, лежащий в руинах город; видел как город возродился из пепла, вырос, преобразился, приобрел знакомые узнаваемые черты. С конца 1950-х годов М. Афанасьев активно включился в художественную жизнь города: он стоял у истоков создания Севастопольских художественно-производственных мастерских.

М.А. Афанасьев (1927–1983). Балаклава. 1962

М.А. Афанасьев (1927–1983). Зимний Севастополь. 1970-е

В нашем городе Михаил Андреевич состоялся, сформировался как художник. Тема Севастополя стала одной из основных в творчестве живописца: мастер на всю жизнь сохранил интерес и глубокую привязанность к морю, флоту, его кораблям и морякам, которые стали неизменным источником вдохновения, питавшим его искусство.

М.А. Афанасьев (1927–1983). Матрос с линкора «Севастополь». 1980



М.А. Афанасьев (1927–1983). Матрос-подводник

Столь же выразительными являются мужские образы, созданные прекрасным рисовальщиком Геннадием Яковлевичем Брусенцовым. Один из известнейших севастопольских художников был увлечен портретным жанром.

Г.Я. Брусенцов (1927-2006). Матрос. 1970

В этих портретных набросках мало внешних эффектов, но много понимания характера. В каждом произведении автор стремился найти наиболее подходящую технику для того или иного сюжета. В музейных почти монохромных работах художник использует композиционные приемы, помогающие более полному раскрытию образов (взгляд, направленный прямо на зрителя, склоненная голова).

Г.Я. Брусенцов (1927-2006). Курсант. Этюд к картине «Сыновья». 1971

С темой Севастополя, с событиями его истории и людьми связаны почти все работы художника 1970-1980-х годов. В живописном пейзаже «Ноябрьский Севастополь» Геннадий Брусенцов запечатлел строгий, сдержанный, но характерный облик Севастополя. В нем был удачно найден мотив изогнутой улочки с брусчатой мокрой мостовой, по которой в ветреный дождливый день шагает отряд военных моряков. Фактура холста, выразительный хорошо лепящий форму крупный мазок, серо-жемчужный колорит и динамичная композиция – все гармонично и выразительно.

 Г.Я. Брусенцов (1927-2006). Ноябрьский Севастополь. 1973-1974

Подобное композиционное построение можно увидеть в акварели талантливого живописца и 
графика Николая Федоровича Бережного.

Н.Ф. Бережной (1938-2015). Севастополь. 1974

Тема повседневности неразрывно связанных Севастополя и Черноморского флота была весьма полно раскрыта ялтинским акварелистом Яковом Александровичем Басовым. Этот талантливый художник сказал свое яркое новое слово в акварели и раздвинул границы возможностей пейзажной живописи.

Я.А. Басов (1914-2004). Будни Севастополя. 1972

Романтизм мастера соединился с особой атмосферой приморского города. Свободная манера письма с размывками придает работам Басова импульсивность и взволнованность.

 Я.А. Басов (1914-2004). Севастополь. Летний день. 1972

 Я.А. Басов (1914-2004). Осенний Севастополь. 1972

Работы художника отличаются удивительной прозрачностью и волшебной невесомостью цветового пятна, концентрирующего внимание на эмоциональной содержательности каждого пейзажного вида.

Я.А. Басов (1914-2004). Севастополь. День увольнения. 1972

 Я.А. Басов (1914-2004). Севастополь. Встреча. 1972

В севастопольских акварелях Яков Александрович точно уловил и передал радостное летнее благоухание, пронзительный осенний ветер и прочно устоявшийся образ – матросов на фоне знаковых мест города, окаймленного Черным морем.

Я.А. Басов (1914-2004). Севастополь. Прогулка у моря. 1972


Я.А. Басов (1914-2004). Севастополь. На Приморском бульваре. 1972

Даже спустя три десятилетия в основном облик Севастополя не изменился. Об этом наглядно свидетельствуют работы молодого поколения севастопольских художников, яркой представительницей которого является Елена Викторовна Вильчукова. В произведениях талантливой художницы, хранящихся в собрании музея, нашли отражение привычные для Севастополя сюжеты: прогулки матросов ЧФ по центру города и трогательные моменты их встреч с подругами. 

 Е.В. Вильчукова (р. 1979). Матросы на пл. Нахимова. 2008

 Е.В. Вильчукова (р. 1979). Мой матрос. 2012

И, конечно же, художники всех поколений не могли обойти вниманием тему одного из важнейших для Севастополя праздников – Дня Военно-Морского Флота, особенно его кульминации – вечернего салюта.
                                                                                                        Е. Шимберева, научный сотрудник

 Н.В. Василенко (1933-1994). Корабельная сторона. Праздник Флота. 1961


А.М. Петрухин (р. 1964). В ожидании салюта. 2016