среда, 29 июля 2020 г.

Выдающийся маринист

Несколько дней назад вся страна отметила любимый праздник, особенно севастопольцами, - День Военно-Морского Флота Российской Федерации. Многие художники воспевали славные подвиги русских моряков, но наиболее чтимо творчество знаменитого живописца, нашего земляка, И.К.Айвазовского. 29 июля 2020 года исполняется 203 года со дня рождения великого мастера и у нас есть возможность еще раз поклониться его таланту.
Он был, о море, твой певец. 
 А.С. Пушкин

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) - выдающийся русский маринист, академик пяти европейских академий (почётный член Императорской академии художеств; член Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской академий художеств), был уроженцем Феодосии и большую часть жизни прожил в Крыму. По окончании петербургской Академии художеств он был приписан к Черноморскому флоту, поэтому часто бывал в Севастополе, принимал участие в десантных операциях, дружил с великими адмиралами – М.П.Лазаревым, В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым, В.И.Истоминым и впоследствии по заказу Главного морского штаба создал серию батальных полотен, прославляющих героизм русских моряков. Его гостеприимный дом, привлекавший многих деятелей культуры и науки, был своеобразным «художественным центром» полуострова. Вероятно, поэтому в Крыму в частных собраниях оказалось значительное количество произведений мастера, которые после национализации 1920-х годов были переданы в крымские музеи. 

В собрании Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого хранятся семь живописных и два графических произведения мастера, отражающие разные этапы в творчестве художника. В них можно увидеть не только «сильные страсти» - сцену кораблекрушения, любимые зрителями «лунные дорожки» на водной глади, но и тихие вечера, будничную жизнь на море.

Море, освещённое восходящей луной. 1852. Холст, масло

Лунная ночь на море. Холст, масло (овал)

Лунная ночь (Разбитый корабль). 1871. Холст, масло

Огромной известностью Айвазовский пользовался не только в России, но и во всем мире. Он несколько раз совершал путешествия в Стамбул (Константинополь) - город, где своеобразно соединились черты восточной и западной культур. Первый раз маэстро побывал в нем в 1845 году: художник участвовал в Средиземноморской географической экспедиции к берегам Турции и Малой Азии под руководством известного русского географа и мореплавателя Ф.П.Литке. По окончании экспедиции он написал большое количество работ, в том числе и «Константинополь при луне». В 1856 году после завершения Крымской (Восточной) войны по пути из Франции Айвазовский вновь посетил «этот сказочный город». Через несколько лет после второй поездки мастера в Константинополь в 1864 году была написана картина «Вид Босфора». В этом полотне очевидно влияние реалистических тенденций, характерных для творчества мастера того времени: нет «сильных страстей», шторма, сцен кораблекрушений и даже «лунной дорожки» на водной глади, изображен тихий вечер, будничная жизнь на проливе. Однако, выверенное композиционное решение полотна и живописная система с довольно тонкой колористической разработкой остались в русле традиций академизма. Иван Константинович мастерски написал изящные силуэты минаретов и дворцов, выделяющихся на фоне золотистого неба, величественного восточного города. И все-таки, художник не смог отказаться от эффектности «закатного» освещения. Обе эти картины в настоящее время экспонируются в постоянной экспозиции музея, которая, в связи с ремонтом здания музея, расположена в кинотеатре «Москва».

Константинополь при луне. Холст, масло (овал)

Вид Босфора. 1864. Холст, масло

Среди огромного наследия выдающегося мастера много работ с изображением Южного берега Крыма. В 1861 году И.К.Айвазовский получил царский заказ на создание картин с южнобережными мотивами для украшения дворцов, построенных в Ливадии. В одном из кабинетов большого дворца вплоть до национализации в середине 1920-х годов находилась работа художника «Крымский вид». Именно в это время живописец увлекался эффектами освещения. Он изобразил Ялту в вечерний предзакатный час, в тот момент, когда яркий розовый цвет, звучащий в полную силу в горах дальнего плана, затихает в нижней части картины, и быстро меняющееся вечернее освещение преображает знакомую местность.

Крымский вид. 1861. Картон, масло (овал)

Общеизвестно, что даже самые большие картины маэстро писал всего за несколько дней, а время на создание миниатюр, которые он любил дарить гостям за обедом, порой исчислялось минутами. Помощники художника в мастерской покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией. Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, а Айвазовский всего лишь несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю. Но ценность маленького этюда «Закат на море» из севастопольской коллекции в том, что, несмотря на миниатюрность работы (11х6,8), вмонтированной в фотопортрет Ивана Константиновича, в ней полностью прописан прекрасный пейзаж и точно со всей оснасткой прорисован двухмачтовый парусник. Интересно, что на фотографии справа над головой сохранился автограф живописца: «С. Исакъ(?) Коганъ отъ Айвазовского 1887».

Закат на море. Этюд. 1887. Картон, масло

Айвазовский - блистательный живописец чаще всего создавал свои произведения по памяти, но он очень много и «цепко» рисовал на натуре. Виртуозное мастерство рисовальщика подтверждают две графические работы с военными кораблями из севастопольского собрания.

Морской вид. 1885. Бумага, свинцовый карандаш

Корабль в море. 1893. Бумага на картоне, сепия


И.К.Айвазовский был, пожалуй, одним из первых «художников, воспевавших красоту Крыма», и по его картинам русское общество познакомилось с этим удивительным уголком России.

Л.Смирнова, искусствовед