воскресенье, 26 июля 2020 г.

Русские художники – Черноморскому флоту

День Военно-Морского Флота — большой и важный праздник России, который хоть и считается профессиональным праздником военных моряков и офицеров, но отмечается дружно всей страной. Для Севастополя, история которого неразрывно связана с историей Черноморского флота, День ВМФ — особенное событие.
Специалисты различных сфер гуманитарного знания – искусствоведы, культурологи, историки, - единодушны в том, что Севастополю принадлежит особая роль в истории России. В преддверии праздника Севастопольский художественный музей предлагает вашему вниманию виртуальный обзор живописных и графических произведений севастопольских художников, в которых уникальный образ нашего славного города нашел свое многогранное отражение.

Дореволюционный период

Изобразительная летопись Севастополя, бережно хранимая в фондах СХМ, богата и разнообразна. С момента основания города и по сей день особенная красота и героическая судьба южного морского форпоста привлекали и продолжают привлекать взоры художников разных поколений и стилистических устремлений. Тематические полотна, посвященные героическими датам, трудовыми будням, праздникам города и флота, не просто иллюстрируют отдельные события, а являются своеобразными «художественными документами эпохи». Пейзажи – дарят нам уникальную возможность увидеть прошлое и настоящее Севастополя «глазами художников» разных эпох. Данный виртуальный обзор является попыткой проследить сложный и порой драматичный жизненный путь города и Черноморского флота с помощью художественных произведений из собрания Севастопольского художественного музея.

«Российскому флоту быть!»

После успешного второго Азовского похода 1696 года было принято решение о начале строительства регулярного военно-морского флота России, официальным днем рождения которого считается 20 (30) октября 1696 года.

Н.В. Василенко (1933-1994). Взятие Азова в 1696 году

Завершить реализацию заложенного Петром I курса на юг смогла его «Великая преемница» - Екатерина II. После присоединения южных земель граница Российской империи переместилась из степей на Черноморское побережье, поэтому возникла необходимость строительства новых укреплений. 

Севастополь – город, который закладывался как южная военная крепость и база зарождавшегося военно-морского флота на Черном море. В связи с этим история становления и развития Севастополя неразрывно связана с историей Черноморского флота. 

2 (13) мая 1783 года в Ахтиарскую гавань вошел авангардный отряд Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федора Алексеевича Клокачева. 13 мая - день перехода флотилии из Керчи, считается Днем рождения Черноморского флота. 

В наши дни эпицентрами празднования Дня Черноморского флота в России являются Севастополь и Новороссийск, в которых базируются основные военно-морские силы. Однако этот праздник не отмечают с размахом, поскольку почти через месяц следует День ВМФ, традиции празднования которого несравнимо богаче. 

«Главная крепость должна быть Севастополь» 

Датой основания Севастополя считается 3 (14) июня 1783 года, когда на западном берегу Южной бухты флотские экипажи заложили первые каменные строения: дом командующего и пристань напротив, кузницу в Адмиралтействе и часовню св. Николая Чудотворца. Первую улицу города - Балаклавскую дорогу - составили дома высшего командного состава и адмиралтейство. 

Свое славное имя город получил согласно императорскому Указу от 10 (21) февраля 1784 года «Об устройстве новых укреплений по границам Екатеринославской губернии». Для «обеспечения безопасности границ» предполагалось создать «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр, и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное поселение». 
«Путь на пользу» 

В 1787 году Екатерина II едет в Крым. Едет не только смотреть, но и показывать Севастополь и Черноморский флот. В свите царицы знатные иностранцы. Им она хочет продемонстрировать и собственную императорскую силу, и военную мощь России. 

Эффектная демонстрация Черноморского флота 22 мая (2 июня) 1787 года стала кульминацией грандиозного путешествия в «Полуденный край». Во время обеда в павильоне, установленном на возвышенности в Инкермане, под торжественную музыку распахнулись занавеси и почтенные гости увидели салют стоявшего на Севастопольском рейде флота.


Н.В. Василенко (1933-1994). Эскиз к картине «Виват Черноморскому флоту». 1981

По возвращении из поездки французский посол граф Сегюр написал: «Несколько зданий для складки товаров, адмиралтейство, городские укрепления, четыреста домов, толпы рабочих, сильный гарнизон, госпиталь, верфи, пристани торговая и карантинная - все придавало Севастополю вид довольно значительного города». Ему вторил австрийский император Иосиф II: «Севастополь - красивейший порт, какой я когда-либо видел... настроено уже много домов, магазинов, казарм...».


Н.В. Василенко (1933-1994). Эскиз к картине «Первые верфи в Севастополе». 1981
Наследие адмирала Ф.Ф. Ушакова

В 1787 году Г.А. Потемкин приказал продумать и выполнить схему застройки города, учитывая его военную перспективу. Этой схемой руководствовался Федор Федорович Ушаков, назначенный в 1788 году командующим Севастопольской эскадрой и портом. При нем были построены десятки домов, вырыты колодцы, проложены дороги, началось освоение пригородных земель. Ф.Ф. Ушаков имел право наделять офицеров земельными участками, на которых они строили дачи, разводили сады. Было создано подсобное хозяйство и во флотских экипажах, что, конечно, улучшало и разнообразило матросский провиант.

В период русско-турецкой войны 1787-1791 годов севастопольская крепость приобрела особое значение. В марте 1790 года контр-адмирал Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом и одержал победы у островов Фидониси и Тендра, Керченского пролива и у мыса Калиакрия.


Н.В. Василенко (1933-1994). Свежий ветер. 1980-е

Деятельность выдающегося флотоводца имела большое значение для становления Севастополя. Из-за огромных военных расходов на одновременную борьбу Российской империи с Турцией и Швецией, форсированное развитие «южного форпоста» приостановилось. Но адмирал, впрочем, как и все предыдущие и последующие командующие Черноморским флотом, направлял все свои усилия на укрепление Севастополя. По окончании войны благодаря его энергичной административно-хозяйственной деятельности в городе были построены десятки новых домов, проложены дороги. Матросы корабля «Святой Павел» под командованием Ушакова положили начало Корабельной стороне: здесь были построены казармы и склад, а затем дом для офицеров.

Н.А. Лоза (р. 1964). На Графской пристани. 2003

В балке на Корабельной стороне, расположенной в 2 километрах к востоку от Павловского мыса, был обустроен общественный сад, получивший название «Ушакова балка».
М.Н. Протопопов (1860-1927). Ушакова балка. 1885-1902

Я.А. Басов (1914-2004). Ушакова балка (из серии «Севастополь»)

«Лазаревская эпоха»

В 1834 году главным командиром Черноморского флота, военным губернатором Николаева и Севастополя был назначен исследователь Антарктиды, участник трех кругосветных плаваний, вице-адмирал Михаил Петрович Лазарев. Взошедший на престол в 1825 году Николай Павлович стремился к умножению могущества Российской империи и относился к нуждам Черноморского флота очень внимательно. В свою очередь новый главнокомандующий ЧФ уделял повышенное внимание дальнейшему строительству города, портовых сооружений и морской крепости, поэтому с именем М.П. Лазарева связана эпоха бурного строительства Севастополя.

А.А. Петренко (р. 1941). Адмирал М. Лазарев. 1983

Главной целью главнокомандующего являлось создание производственной базы флота – строительство нового адмиралтейства с предприятиями судоремонта и судостроения на берегах Корабельной и Южной бухт. В 1835 году начались земляные работы, изменившие рельеф этой части города. Сняли часть холма на восточном берегу Южной бухты (на ровной площадке выросли огромные казармы), вырубили обширные доковые бассейны у вершины Корабельной бухты. Вынутым грунтом засыпали болота и соленые озера в верховьях Южной бухты - так образовалась Пересыпь (район современных железнодорожного и автовокзалов).

М.Н. Протопопов (1860-1927). Казармы флотского экипажа. 1905


М.Н. Протопопов (1860-1927). Казармы флотского экипажа. 1905. (Оборот листа)

В 1840-х годах М.П. Лазарев занимался благоустройством центральной части города. Городской холм был реконструирован в стиле строгого классицизма, с учетом сложившейся композиции улиц Екатерининской и Большой Морской, огибающих Центральный холм и сходящихся в Балаклавскую дорогу. 

В честь блистательной Императрицы, в мае 1787 года посетившей город, были переименованы в «Екатерининскую» первая площадь Севастополя (до этого «Адмиралтейская») и пристань, неофициально именовавшаяся «Графской». Мотивом для образования в среде местных жителей данного названия стало ежедневное прибытие контр-адмирала графа Марко Ивановича Войновича, ставшего главнокомандующим Севастопольской эскадрой после смерти Ф.Ф. Мекензи в 1786 году, на выстроенную им пристань с Корабельной стороны, где находился его дом. В 1846 году была завершена реконструкция пристани - архитектурной доминанты центральной части Севастополя, одного из первых каменных сооружений города.

М.Н. Протопопов (1860-1927). Екатерининская площадь. 1886

Благоустройство пристани, произведенное М.П. Лазаревым во второй половине 1830-х годов, было довершено строительством колоннады перед лестницей, а также установкой двух скульптур львов из каррарского мрамора и четырех мраморных статуй в экседрах. 

В 1850 году было завершено новое здание Морской библиотеки. Первое здание было открыто еще в 1844 году, но оно, ко всеобщему сожалению, сгорело спустя десять месяцев. На акварельном этюде Михаила Николаевича Протопопова изображена восьмигранная башня, под карнизом которой фриз с барельефами. На них фигуры - символы ветров разных частей света, заимствованные из древнегреческой мифологии. Это Башня Ветров, которая входила в комплекс здания Морской библиотеки. Назначение башни вполне прозаическое - вытяжная шахта для вентиляции книгохранилищ. Здание библиотеки располагалось с той стороны башни, которая обращена к морю.

М.Н. Протопопов (1860-1927). Башня ветров. 1882 

По настоянию М.П. Лазарева закладка инициированного Николаем I храма во имя св. равноапостольного князя Владимира была произведена в 1842 году на вершине Городского холма. Изначально возведение Соборной церкви св. Владимира планировалось на территории Херсонеса. Во время Крымской войны строительство было остановлено и возобновилось лишь в 1858 году.

М.Н. Протопопов (1860-1927). В ограде Владимирского собора. 1906 

Владимирский собор - одна из главных достопримечательностей Севастополя. Собор начали строить в 1854 году, но к началу осады города успели заложить только фундамент. Храм, спроектированный на основе византийской церковной архитектуры, стал усыпальницей многих высших офицеров Черноморского флота. Имена четырех самых известных из них: М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и В.И. Истомина - высечены на мраморных досках на стенах. В наши дни в соборе происходит одно из самых памятных для выпускников Черноморского высшего военно-морского училища имени адмирала П.С. Нахимова событие - освящение кортиков, личного оружия молодых офицеров.

А.В. Ольхов (р. 1956). Владимирский собор. Севастополь. 2004 

В 1846-1847 годах на северном берегу Севастопольской бухты были закончены каменные двухъярусные батареи – Михайловская и Константиновская.

А.С. Терентьев (1928-2016). Михайловский равелин. 1998 

В честь членов царской семьи были названы еще три подобных батареи: Александровская, расположенная на южной стороне бухты напротив Константиновской; трехъярусные – Николаевская (напротив Михайловского равелина) и Павловская (на Павловском мысу). В период Крымской кампании 1854-1855 годов они будут разрушены; на месте Николаевской создадут Приморский бульвар.

К 1854 году Севастополь совершенно преобразился. В сочинениях путешественников середины XIX века довоенный Севастополь предстает неприступной морской крепостью, городом, жившим торговлей. Гости очаровывались его размеренной жизнью и восхищались памятниками старины.

«Севастопольская страда»

Восточная (Крымская) война 1853-1856 годов стала переломным этапом в истории Севастополя. Почти год на Севастополь сыпались ядра и бомбы союзников, перед отступлением с Корабельной и Южной сторон русские взорвали и подожгли все, что было возможно, остальное взорвали англичане и французы. После Крымской кампании навсегда изменилось восприятие города как в России, так и за ее пределами – Севастополь стал местом русской воинской славы.

По условиям Парижского мирного договора Российская империя лишилась права иметь военный флот на Черном море. Уцелели корабли Черноморского флота, находившиеся во время войны в Николаеве, Херсоне и в составе Дунайской флотилии. Главные же суда лежали на дне Севастопольской бухты. Новый флот строить запрещалось. В связи с этим Севастополь утратил значение крепости и главной базы Черноморского флота, но снова был открыт для международного судоходства.

М.Н. Протопопов (1860-1927). Артиллерийская бухта. 1888

Севастополь на рубеже веков 

Благодаря подписанию Лондонского протокола 1871 года, отменившего нейтрализацию Черного моря, Российская империя вернула себе право на размещение военного флота в Черном море и строительство военных укреплений на побережье. 

Русско-турецкая война 1877-1878 годов продемонстрировала очевидную необходимость восстановления Черноморского флота. Турция ввела в Черное море броненосные корабли, а Россия могла выставить против них только легкие корабли и вооруженные торговые пароходы. Сразу же после окончания этой войны началось строительство миноносцев и судов броненосного флота. К 1890 году в бухтах Севастополя располагалась уже довольно внушительная эскадра. Штаб Черноморского флота и его управления были переведены из Николаева в Севастополь. Севастополь стал крупнейшим промышленным и портовым центром Крыма.

М.Н. Протопопов (1860-1927). Корабельная бухта. 1886

К концу XIX века Севастополь «сильно оживился и обстроился». Возрождение города было связано с его растущим торговым и военным значением. В это время Севастополь - самый крупный, самый развитый в промышленном и культурном отношении и самый благоустроенный город Таврической губернии.

М.Н. Протопопов (1860-1927). Южная бухта. 1906 

Увеличение прибыльности торгового порта требовало его расширения и обеспечения, тем самым вступая в конфликт с параллельным расширением военного порта, в 1890 году российское правительство приняло решение о переносе коммерческого флота в Феодосию, фактически осуществленное в 1894 году. Эстафета в области международной торговли окончательно перешла к Феодосии, а Севастополь, «расставшись с купеческой рубахой, навсегда облачился в военно-морской мундир». С 1894 года Севастополь становится не только городом русской славы, но и местом для курортного отдыха – для того, чтобы остановить отток капитала, правительство города сделало упор на туристический и курортный сектора в экономике города.

Ю.И. Шпажинский (1872-1940). Берег у Херсонеса 

50-летие Обороны Севастополя 1854-1855 гг.

Подготовка к празднованию 50-летия героической обороны города была начата еще в 1898 году с создания «Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны», который возглавил великий князь Александр Михайлович. В результате взаимодействия талантливых архитекторов, скульпторов и художников был создан строгий и благородный историко-архитектурный комплекс – образец безукоризненного вкуса, высокой культуры и исторической справедливости. Практически вся запланированная программа была реализована к 1905 году. На местах бастионов были устроены бульвары, соединенные аллеями вдоль всей оборонительной линии. Полностью реконструировали Приморский бульвар, где напротив берега в бухте был установлен Памятник затопленным кораблям.

М.Н. Протопопов (1860-1927). На Приморском бульваре. 1885-1902


М.Н. Протопопов (1860-1927). Памятник затопленным кораблям. 1885-1902 

С момента основания Севастополь развивался как военный порт и город с ограниченным числом постоянных жителей, большая часть которых была так или иначе связана с военно-морским флотом. По меткому выражению архитектора и автора многочисленных работ по севастопольскому краеведению Е.В. Веникеева: «город работает на флот, город служит флоту и служит на флоте». В результате в Севастополе сложилась уникальная социальная среда, с особыми представлениями о чести, достоинстве и благородстве.

В то же время город был «открыт» для культурных контактов с российскими и европейскими городами. Поэтому Севастополь никогда не был просто военной базой, провинциальным гарнизонным городком. На рубеже XIX-XX веков здесь кипела творческая жизнь: устраивались театральные спектакли, концерты с участием столичных актеров и поэтов. Художники расписывали храмы, работали на пленэрах и организовывали вернисажи. Большой вклад в создание художественной атмосферы в Севастополе внесли представители интеллигенции, среди которых талантливые живописцы Ю.И. Шпажинский, М.П. Крошечкин-Крошицкий (дядя М.П. Крошицкого) и М.Н. Протопопов, к произведениям которых мы обращались выше. Живописные и графические работы этих мастеров, хранящиеся в музее, имеют не только эстетическую, но и историческую ценность.
Е. Шимберева, научный сотрудник
Продолжение следует…