Этой строкой Б. Л. Пастернака можно охарактеризовать творчество севастопольского художника Владимира Владимировича Довганя, отметившего недавно свой юбилей.
Творческий метод художника – познание мира через искусство. Он сродни аналитическому искусству П. Н. Филонова.
Сложные
цветовые сочетания и не менее сложные формообразования его абстрактных
композиций предлагают зрителю подумать. «Со-думье» и со-чувствие, а по большому
счету со-авторство – вот чем уже более ста лет привлекает абстрактная живопись.
Художник доверяет своему зрителю, оставляя за ним свободу восприятия.
Названием Владимир
Владимирович предлагает нам определенную ассоциацию.
Отражение
в зеркалах. 1984. Акварель
Яркая,
очень чувственная работа, проявившая по-новому возможности акварели, оставляет
ощущение радости, праздника.
«Межсезонье», напротив,
больше обращается к разуму, чем к чувству. Неожиданные переходы от формы к
форме и от цвета к цвету представляют нам не столько период между летом и
осенью или зимой и весной, сколько переходное время в душе человека, в его
жизни. Эта неопределенность и может быть выражена лишь неопределенными формами.
Межсезонье. 2018. Акварель
К
абстракции Владимир Владимирович пришел не сразу.
Он
родился в Севастополе в 1946 году. Одному из первых выпускников Севастопольской художественной школы повезло
учиться в Московском полиграфическом институте в годы его расцвета. Еще будучи
студентом, начал участвовать в выставках.
Более
двадцати лет работал в Белоруссии, много иллюстрировал, в том числе для
издательства «Мастацкая лiтаратура»,
был художественным редактором главного литературно-художественного журнала
республики «Неман», главным художником журнала мод Белорусского Дома моделей.
Вернувшись
в Севастополь, Владимир Владимирович преподавал в родной Художественной школе, затем
студентам-искусствоведам Севастопольского филиала Санкт-Петербургского
гуманитарного университета профсоюзов.
Член
Международной федерации художников с 1991 года, Творческого союза художников и
искусствоведов «Академия абстракционизма» с 2003 года, Довгань был
неоднократным победителем Биеннале камерной акварели, проводившейся много лет в
Симферопольском художественном музее.
До
сих пор Владимир Владимирович не оставляет и фигуративное искусство. Он один из
лучших иллюстраторов, в том числе поэзии, что особенно трудно.
А какой он прекрасный рисовальщик, можно увидеть на этой ранней акварели, так же, как и предыдущие работы, хранящейся в собрании нашего музея.
Старый
колодец. 1981. Акварель
Т.
Сайгушкина, искусствовед