вторник, 23 февраля 2021 г.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Этой строкой Б. Л. Пастернака можно охарактеризовать творчество севастопольского художника Владимира Владимировича Довганя, отметившего недавно свой юбилей.

Творческий метод художника – познание мира через искусство. Он сродни аналитическому искусству П. Н. Филонова.

Сложные цветовые сочетания и не менее сложные формообразования его абстрактных композиций предлагают зрителю подумать. «Со-думье» и со-чувствие, а по большому счету со-авторство – вот чем уже более ста лет привлекает абстрактная живопись. Художник доверяет своему зрителю, оставляя за ним свободу восприятия.

Названием Владимир Владимирович предлагает нам определенную ассоциацию.

Отражение в зеркалах. 1984. Акварель

Яркая, очень чувственная работа, проявившая по-новому возможности акварели, оставляет ощущение радости, праздника.

«Межсезонье», напротив, больше обращается к разуму, чем к чувству. Неожиданные переходы от формы к форме и от цвета к цвету представляют нам не столько период между летом и осенью или зимой и весной, сколько переходное время в душе человека, в его жизни. Эта неопределенность и может быть выражена лишь неопределенными формами.

Межсезонье. 2018. Акварель

К абстракции Владимир Владимирович пришел не сразу.

Он родился в Севастополе в 1946 году. Одному из первых выпускников Севастопольской художественной школы повезло учиться в Московском полиграфическом институте в годы его расцвета. Еще будучи студентом, начал участвовать в выставках.

Более двадцати лет работал в Белоруссии, много иллюстрировал, в том числе для издательства «Мастацкая лiтаратура», был художественным редактором главного литературно-художественного журнала республики «Неман», главным художником журнала мод Белорусского Дома моделей.

Вернувшись в Севастополь, Владимир Владимирович преподавал в родной Художественной школе, затем студентам-искусствоведам Севастопольского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Член Международной федерации художников с 1991 года, Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма» с 2003 года, Довгань был неоднократным победителем Биеннале камерной акварели, проводившейся много лет в Симферопольском художественном музее.

До сих пор Владимир Владимирович не оставляет и фигуративное искусство. Он один из лучших иллюстраторов, в том числе поэзии, что особенно трудно.

А какой он прекрасный рисовальщик, можно увидеть на этой ранней акварели, так же, как и предыдущие работы, хранящейся в собрании нашего музея.

Старый колодец. 1981. Акварель

Т. Сайгушкина, искусствовед