Зима близится к концу. В этом году порадовала она нас и снегом, и морозцем. А художники воспользовались случаем, чтобы запечатлеть все реже случающееся снежное чудо.
Наверное, никто так не любил зиму и так много не изображал ее, как Николай Станиславович Шеметов (1919-1998).
Он
родился в Сибири, в Иркутске. Там же закончил художественное училище и начал
творческую деятельность в качестве театрального художника в Иркутском
драматическом театре. Боли после ранений, полученных в годы Великой
Отечественной войны, заставили его принять предложение друга – В. Б. Озерникова
(1919–2002) – переехать в Севастополь. Почти двадцать лет Николай Станиславович
был главным художником Севастопольского драматического театра им. А.В.
Луначарского.
Человек
дара созерцания, он более всего как художник выразился в монотипиях. В этой
уникальной технике он пробовал себя, часто экспериментируя с воском, основой –
бумажной или стеклянной. Первые произведения искусства – а в монотипии они
существуют в единственном экземпляре – были созданы вообще на обороте
театральных афиш.
Молчаливый, спокойный
по характеру человек, Шеметов часами бродил по городу, делая зарисовки,
наброски. Зима, по которой он, родившийся в Иркутске, очень скучал, особенно
пробуждала в нем жажду творчества.
Первый
снег (Крымская зима). 1977. Бумага, монотипия
С первыми холодами он
устремлялся в лес, в горы, где снег ложился раньше.
Зимняя
речка.1978-1988. Бумага,
монотипия
Часто снег падал среди
рыжей листвы. И это сочетание горячего оранжевого и коричневого разных оттенков
придает шеметовской зиме ощущение тепла и покоя.
Лес
и горы в снегу. 1978-1988. Бумага, монотипия
Зимний
лес. 1978-1988. Бумага,
монотипия
Художник передал
необыкновенную снежную тишину. Он умел ждать. Наверно, и олени его не боялись.
Зима
в Крыму. 1978-1988.
Бумага, монотипия
Кажется, что именно
зимние городские пейзажи передают настроение художника – радостное, задумчивое
или тревожное.
Теплый
снег. 1965. Бумага,
монотипия
В
Севастополе зима. 1978-1988. Бумага, монотипия
Храм
зимой. 1978-1988. Бумага,
монотипия
Тишина
и неподвижность природы нарушаются только в работе «Храм зимой». Тревожное
движение в небе, почти отчаянно распростершиеся веточки на фоне туч и крыш
домов строят пространство очень выразительное, эмоциональное.
В своих графических
работах художник строит композицию, направляя наш взгляд вглубь листа. Он
словно приглашает нас в завороженную волшебную страну, снежное зазеркалье. Цвет
Николай Станиславович добавляет очень бережно, нежно. И работа начинает
«звучать».
Зима. 1978-1988. Бумага,
монотипия
Зимняя
прогулка. 1978-1988. Бумага, цветная монотипия
Прислушайтесь же к
снежной мелодии севастопольского сибиряка Николая Станиславовича Шеметова, и
перед Вами оживет театр волшебницы зимы.
Т. П.
Сайгушкина, искусствовед