среда, 10 февраля 2021 г.

Зима Николая Станиславовича Шеметова


Зима близится к концу. В этом году порадовала она нас и снегом, и морозцем. А художники воспользовались случаем, чтобы запечатлеть все реже случающееся снежное чудо.

Наверное, никто так не любил зиму и так много не изображал ее, как Николай Станиславович Шеметов (1919-1998).

Он родился в Сибири, в Иркутске. Там же закончил художественное училище и начал творческую деятельность в качестве театрального художника в Иркутском драматическом театре. Боли после ранений, полученных в годы Великой Отечественной войны, заставили его принять предложение друга – В. Б. Озерникова (1919–2002) – переехать в Севастополь. Почти двадцать лет Николай Станиславович был главным художником Севастопольского драматического театра им. А.В. Луначарского.

Человек дара созерцания, он более всего как художник выразился в монотипиях. В этой уникальной технике он пробовал себя, часто экспериментируя с воском, основой – бумажной или стеклянной. Первые произведения искусства – а в монотипии они существуют в единственном экземпляре – были созданы вообще на обороте театральных афиш.

Молчаливый, спокойный по характеру человек, Шеметов часами бродил по городу, делая зарисовки, наброски. Зима, по которой он, родившийся в Иркутске, очень скучал, особенно пробуждала в нем жажду творчества.

Первый снег (Крымская зима). 1977. Бумага, монотипия

 

С первыми холодами он устремлялся в лес, в горы, где снег ложился раньше.

Зимняя речка.1978-1988. Бумага, монотипия

Часто снег падал среди рыжей листвы. И это сочетание горячего оранжевого и коричневого разных оттенков придает шеметовской зиме ощущение тепла и покоя.

Лес и горы в снегу. 1978-1988. Бумага, монотипия

Зимний лес. 1978-1988. Бумага, монотипия

Художник передал необыкновенную снежную тишину. Он умел ждать. Наверно, и олени его не боялись.

Зима в Крыму. 1978-1988. Бумага, монотипия

Кажется, что именно зимние городские пейзажи передают настроение художника – радостное, задумчивое или тревожное.

Теплый снег. 1965. Бумага, монотипия

В Севастополе зима. 1978-1988. Бумага, монотипия

Храм зимой. 1978-1988. Бумага, монотипия

Тишина и неподвижность природы нарушаются только в работе «Храм зимой». Тревожное движение в небе, почти отчаянно распростершиеся веточки на фоне туч и крыш домов строят пространство очень выразительное, эмоциональное.

В своих графических работах художник строит композицию, направляя наш взгляд вглубь листа. Он словно приглашает нас в завороженную волшебную страну, снежное зазеркалье. Цвет Николай Станиславович добавляет очень бережно, нежно. И работа начинает «звучать».

Зима. 1978-1988. Бумага, монотипия

Зимняя прогулка. 1978-1988. Бумага, цветная монотипия

Прислушайтесь же к снежной мелодии севастопольского сибиряка Николая Станиславовича Шеметова, и перед Вами оживет театр волшебницы зимы.

Т. П. Сайгушкина, искусствовед