В этом году отмечает свой юбилей севастопольский художник Брали Новруз-оглы Сепханов.
Азербайджанец по национальности, он родился в 1946-м году в
Армении. После окончания Харьковского художественно-промышленного института
(1976) поселился в Севастополе. Долгие годы, пока они существовали, работал в Севастопольских
художественно-промышленных мастерских.
Брали Сепханов – очень скромный человек. Только этим можно
объяснить, что имя его в городе не так известно, хотя в выставках он принимает участие
с 1977 года. А художник он замечательный! Прежде всего - график с певучей,
музыкальной линией, светотенью выражающий смысл изображаемого. В каждом своем листе он очень обдуманно
пользуется той или иной графической техникой, и даже линия и штрих у него работают
на содержание.
Полнолуние. 1976.
Линогравюра. 31х27
Если в «Полнолунии»
все погружено в волшебный свет лунной ночи, а контуры кажутся расплавленными,
неясными, силуэты - призрачными, то в рисунке «Перед погружением», напротив, белый
лист противопоставлен черным штрихам. Передавая композицией, ракурсом суровость военной службы, художник
пользуется не только карандашом, но и углем. Именно бархатистость угля вносит теплую
ноту в содержание.
Даже эти два графических листа доказывают,
что художнику подвластны все жанры – и пейзаж, и батальный и жанровые сцены. Но
самым своим сокровенным Брали Сепханов делится со зрителем в своих «азербайджанских»
работах. Здесь не только цвет удивительной красоты и глубины, не только
композиция завораживающая… Автор говорит с нами о Вечности – о Родине, о
традиции, об обычаях. О любви и грусти, о жизни и смерти.
Песня. 1976.
Бумага, темпера. 30х30
Композиция в таких работах Сепханова чаще всего круговая –
вечна песня, вечен круг жизни. Лица музыкантов отрешенны, а лицо певца в центре
– трагично. Радость и горе – рядом, жизнь, любовь и смерть – вот круг ухода и
возвращения. Краски мерцают, как смальта или витраж, вновь и вновь завораживая
красотой и глубиной.
Вне времени – все работы художника. При всей конкретике
изображаемого он может подняться над сиюминутным, передать вечное во временном.
Этому способствует и всегда сложная композиция или неожиданный ракурс.
Можно только пожалеть, что в нашем музее работ этого
замечательного художника так немного…
Музей поздравляет одного из самых глубоких и содержательных
мастеров нашего города и желает ему много счастливых творческих лет.
Т. Сайгушкина, искусствовед