среда, 24 февраля 2021 г.

Николай Федорович Бортников – классик крымского искусства второй половины ХХ века

В связи с празднованием Дня защитника Отечества хотелось бы вспомнить замечательного художника, представителя целой плеяды мастеров, во многом сформировавших культурный облик Крыма во второй половине ХХ века, Николая Федоровича Бортникова, которому в этом году 29 января исполнилось 105 лет. В его судьбе отразились эпохальные события советской истории, прежде всего, Великая Отечественная война, непосредственным участником которой он был. Художник, продолжавший традиции русской и советской реалистической школы, шел в ногу со своим временем, в котором личное и общественное были тесно взаимосвязаны. Его творческая жизнь была многогранной: он писал и тематические картины, и натюрморты, и портреты, много работал в книжной графике, особое место занимал пейзаж.

Н. Ф. Бортников (1916-1997)

Будущий художник родился в Казахстане, в городе Верном (ныне Алма-Ата) в семье топографа-землеустроителя, происходившего из рода Семиреченских казаков. Отец умер в 1919 году, когда Николаю было три года. Позже мать с детьми переехала в Ташкент. Николай окончил семилетнюю школу, в 1933-1936 годах учился в Ташкентском художественном техникуме. 


Время было непростое. Студенческие годы Николая Бортникова пришлись на индустриализацию, когда жизнь в стране напоминала бурлящий котел. С огромным энтузиазмом молодежь участвовала в стройках первых пятилеток. Каждую субботу студенты художественного техникума дружно и весело работали на строительстве текстильного комбината. Были силы и желание, никто никого не заставлял. В крови вскипала та радость устремлений, которая, возможно, непонятна нынешнему поколению молодежи. Все, что происходило, касалось всех и каждого. Превыше всего ценилась дружба.


В Ташкенте шла интересная художественная жизнь, устраивались выставки, обсуждения. Студенты все время «варились» в этой обстановке, впитывая дух современного искусства, учились у старых мастеров. Руководителем Николая Бортникова стал талантливый художник второй волны авангарда Михаил Иванович Курзин (1888-1957), ученик легендарного русского импрессиониста Константина Алексеевича Коровина.


После службы в армии, сразу после демобилизации в декабре 1939 года Николай поехал в Москву поступать в Суриковский институт. Хотя прием был давно уже закончен, он показал свои работы знаменитому И. Э. Грабарю, и был принят на первый курс в середине года! Учиться было очень интересно! В то время в институте преподавали выдающиеся русские художники и теоретики искусства: И. Э. Грабарь, А. В. Лентулов, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов. Замечательные художники И. И. Чекмазов и В. В. Фаворская проводили для студентов интересную практику в Крыму, запомнившуюся им на всю жизнь. Она проходила в селе Козы между Судаком и Коктебелем. 


Именно здесь Николай Бортников узнал о начале Великой Отечественной войны. Он срочно вернулся в Москву, и сразу же, в июне 1941 года был направлен в 445-й гаубично - артиллерийский полк Резерва Главного Командования, переданный в 1942 году во Вторую ударную армию на Волховский фронт. Старший сержант Николай Бортников назначен помощником командира взвода артиллерийской разведки. С конца 1943 года - чертежником в штабе армии, выполнявшим ряд ответственных заданий по подготовке прорыва и снятия блокады Ленинграда. В 1944 году Н. Бортников вошел в бригаду военных художников при главном дорожном управлении на территории Украины, Чехословакии, Польши. И везде во время войны, как только появлялась свободная минута, рисовал, рисовал…


С войны вернулся с наградами: орденами «Отечественной войны II степени», «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». И, конечно, с воспоминаниями, с горечью трагедии, забыть которую невозможно. Большинство его картин будет посвящено Великой Отечественной войне. Так, через много лет, она вновь и вновь переживалась, и осмысливалась живописцем в его произведениях.


После войны Н. Ф. Бортников продолжил учебу. В 1950 году окончил Суриковский институт по мастерской Г. Г. Ряжского. По распределению был направлен в Крым директором Симферопольского художественного училища им. Н. С. Самокиша. Тогда же в Крым приехали талантливые выпускники Московского художественного института им. В. И. Сурикова и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Среди них был Федор Захаров, Валентин Бернадский, Виктор Апанович, Маргарита Борисова, Татьяна Кузнецова, Елена Гейнц, скульпторы Леонид Смерчинский и Лидия Ушакова. Как художники они сформировались в Крыму. В эти послевоенные пятидесятые годы крымская живописная школа испытала необычайный подъем. Они преобразили культурный облик полуострова своей творческой и педагогической деятельностью.


В 1950-м году Н. Ф. Бортников был принят в Союз художников СССР, с 1953 года принимает участие в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1976 году ему было присвоено звание заслуженного художника УССР.


Внучка художника, Елена Ларина, вспоминала, что Николай Федорович работал всегда, в этом была и жизнь его, и огромное счастье. Он часто говорил, что настоящим художником может стать лишь тот, кто просто не может жить иначе. Когда потребность рисовать – все равно, что дышать – без этого нет жизни.


Его всегда интересовали люди. На полотнах, посвященных Великой Отечественной войне – мужественные лица, сосредоточенные, серьезные, углубленные в себя. Он создает «образы-раздумья» о нелегкой судьбе его поколения. 


В собрании СХМ им. М. Крошицкого хранится одно из лучших произведений Н. Ф. Бортникова «Портрет партизана Отечественной войны Кузнецовой Т. Н.»


Бортников Н. Ф.  Портрет партизана Отечественной войны Т. Н. Кузнецовой. СХМ. 1971-1973


С Татьяной Николаевной Кузнецовой художник был знаком еще до начала Великой Отечественной войны. Они учились вместе в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Оба ушли на фронт. Татьяна служила в диверсионной группе при НКВД Ленинградского района Москвы бойцом-санинструктором. В апреле 1942 года совершила переход через линию фронта в Смоленскую область, а затем в Брянские леса, где участвовала в боях в составе 3-ей Дятьковской партизанской бригады Орловской области. За боевые заслуги она была награждена медалями «За отвагу» (1942), «Партизан Отечественной войны II степени» (1943). В июне 1943 года Татьяна Николаевна была контужена, перенесла сыпной тиф, ее демобилизовали. 


В 1943 году Татьяна Кузнецова и Николай Бортников поженились. После войны продолжили учебу, родилась дочь. Вместе приехали в Крым. Татьяна Николаевна также, как и Николай Федорович, преподавала в Симферопольском художественном училище им. Н. С. Самокиша. 


В севастопольском портрете перед нами не просто красивая статная женщина, ветеран с орденскими планками на груди, а человек с большой внутренней силой и достоинством, прошедший через непомерно тяжелые испытания, горе, голод, холод Великой Отечественной войны. Сколько советских женщин разделили тяжесть войны со своими отцами, мужьями, сыновьями! Ее задумчивый взгляд как будто обращен в суровое прошлое. Возможно, перед ее глазами проходят бойцы партизанского отряда, которым она спасла жизнь, а может и те, кто не дожил до мирных дней. Неслучайно художник выбирает красный цвет для костюма героини, ведь это цвет пролитой крови тех, кто отдал свою жизнь за будущую победу.


Особое место в творчестве Н. Ф. Бортникова занимали пейзажи. Он много ездил по Крыму, по стране. Писал сверкающие на солнце снеговые вершины, леса и долины, глубокие ущелья и горные реки – целый цикл пейзажей посвящен торжественно-прекрасному Заилийскому Алатау, очень интересны Печорский и Волховский циклы. Особенно чистые, проникновенные образы природы созданы им уже в зрелом возрасте в Седневе под Черниговом.


В пейзажах Н. Ф. Бортникова из собрания СХМ им. М. Крошицкого нет эффектных состояний природы. Художник воспринимал жизнь такою, как она есть, и находил красоту в самом простом. 


Бортников Н.Ф. У околицы. СХМ. 1969


В картине «У околицы» перед нами открывается панорама обычного села. Крупным планом широкими мазками художник изображает дорогу, уходящую вдаль. Справа от нее за деревянным забором серые избы. Ритмично сочетаются пестрые домики на холме с тонкими телеграфными столбами, устремленными ввысь на желто-зеленом лугу. Казалось бы, ничего особенного. Но, благодаря богатой палитре, художник создает радостное настроение летнего солнечного дня и подчеркивает красоту, которую в буднях мы можем не заметить. Все в картине - дома, земля, столбы - словно сливаются с серо-голубым небом с бело-розовыми облаками. Создается впечатление покоя, тишины в бескрайних просторах русской природы. 


Бортников Н.Ф. Лед идет. СХМ. 1976


Живопись Н. Ф. Бортникова словно живая, дышащая. Смотришь на «Лед идет» и как будто чувствуешь порывы мартовского ветра, шум деревьев, пробуждение природы. Все в картине говорит о радостном, оптимистичном настрое. Яркий свет усиливает богатый колорит, подчеркивает цветовые контрасты желтого, оранжевого, фиолетового, коричневого, зеленого... Движение создают и игра теней на снегу, и волнистые линии стволов, тропинка, уходящая вдаль. Отражение в реке весеннего леса и парящего над водой храма еще больше подчеркивает глубину пространства. Холст как будто «заряжен» энергией наступающей весны.


Бортников Н.Ф. Окно. СХМ. 1977


А в произведении «Окно» из коллекции СХМ гармонично объединяются весенний пейзаж и натюрморт с букетом цветущей вербы. Когда на деревьях в саду еще нет ни одного листочка, верба – символ пробуждающейся природы - радует всех своими нежными, пушистыми серо-зелеными сережками. Художник изображает опавшее соцветие на залитом солнцем подоконнике как маленькое чудо. Само распахнутое окно, словно рама прекрасной картины, в которой пестрая цветовая гамма передает оживление природы. Ярко-зеленая поляна, белоснежный дом под красно-голубой крышей и коричневато-фиолетовые деревья на заднем плане окутаны серо-сиреневой дымкой тумана. Все наполнено светом, прозрачным воздухом. Распахнутая форточка, отражение в стекле белоснежного ствола дерева, как будто, приглашают заполнить свежестью все внутри. Как поэтично передана красота живописцем!

Несомненно, Н. Ф. Бортников – замечательный колорист. Он никогда не писал равнодушно, никогда не жалел поделиться с другими переживаемой радостью и доносил свои чувства до людей даже далеких от искусства. 

Вглядываясь в работы Николая Федоровича Бортникова чувствуешь, насколько все это искренне. Последователь реалистической художественной школы, за плечами которого большой жизненный опыт, он был художником своей страны и своего времени.

Л. В. Кашникова, научный сотрудник