пятница, 22 июля 2016 г.

«АлфаVIT»


Задумывались ли вы когда-нибудь, почему буквы алфавита пишутся именно так, как они пишутся? Почему их очертания порой так причудливы? Если хорошо всмотреться, не напоминают ли они цветы? Тонкие стебельки или бутоны, полураспустившиеся соцветия? Главный художник музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная поляна» Александр Карташов, тульские флористы Марина Корабельникова и Татьяна Фролова предлагают вам увидеть алфавит именно под таким углом зрения, окунуться в жизнь букв, чем-то очень похожую на жизнь цветов и трав.

Флористика крепко связана с традициями семьи Толстых. Лев Николаевич трепетно любил яснополянскую природу, многие уголки которой описал в своих произведениях. Многочисленные гости Ясной Поляны, во время прогулок по имению, составляли букеты из цветов и трав. Эти букеты часто видели мы на фотографиях – в вазах стоят они на столах, украшая собой комнаты дома. 

В нынешней Ясной Поляне, хранительнице традиций толстовского дома, возродилось искусство флористики. Многие сегодняшние традиции своими корнями уходят в глубокое прошлое. Одна из них – создание гербариев из полевых и луговых цветов, собирание трав. И родоначальницей этого увлекательного и удивительно тонкого занятия на яснополянской земле была Софья Андреевна. Жена Льва Николаевича заботилась об усадьбе с поистине материнской нежностью: сажала цветы и сеяла в парке траву, сажала деревья. Особое внимание было уделено собиранию гербариев. Сбор цветов и трав – нелегкое, но увлекательное дело. Создание удивительных, «говорящих» букетов – любимое занятие Софьи Андреевны.

В фондах дома Л.Н. Толстого хранятся 3 альбома гербария, составленного Софьей Андреевной. В гербарии есть герань луговая, ветреница дубравная, башмачок настоящий, папоротник, виола. Ко многим местам гербария Софья Андреевна дает письменные пояснения, из которых мы узнаем, что цветы собирали не только члены семьи, но и друзья и гости Ясной Поляны.
«Из букета, собранного Львом Николаевичем и мной в мае 1879г.»
«Белые цветы Саши, листы М.А. Цуриковой, незабудки мои. Лето 1895-96г.г.»

Эти гербарии до сих пор не утратили яркости красок и природной красоты цветов. Они послужили толчком к созданию флористической части отдела. 

Флористы Корабельникова Марина и Фролова Татьяна начинали с маленьких календарей и закладок-флористик. Постепенно, по мере накопления опыта и мастерства, стали создаваться целые выставки, состоящие из цветочных композиций на стеклах, фотоколлажей, являющихся синтезом старинных фотографий семьи Толстых и флористических вставок, флористических подсвечников, свечей и объемных композиций. Яснополянские пейзажи, очаровавшие наших мастеров, возникают на стеклах, радуя посетителей музея в любое время, показывая им Ясную Поляну с такой необычной, но очень красивой стороны. С ранней весны до глубокой осени, флористы собирают и заготавливают яснополянские цветы и травы. В это время их можно увидеть в лесах и лугах, на берегу Воронки, в теплице. Бережно, по несколько штук, чтобы не нанести урона цветущим лугам и цветникам, срезают они травы – вот сиреневый мышиный горошек, а вот синеватая луговая герань. Фиолетовый иван-чай и яркий луговой клевер, а вот загадочный Иван-да-Марья, различные виды чины луговой, подмаренник, лабазник – можно перечислять до бесконечности. Каждую травку или цветок надо собрать в свой срок, иначе при засушке они могут потерять цвет, а мастера не подкрашивают и не обрабатывают растения, стараясь, чтобы их композиции были выполнены из естественных яснополянских материалов и показывали наши цветы и травы без обмана, такими, какие они есть на самом деле. Срезанные цветы тщательно разбираются на отдельные соцветия и листочки или засушиваются целиком в зависимости от поставленной конечной цели. Но и в том, и в другом случае их тщательно расправляют, раскладывают, прокладывают пористой бумагой. Каждый день засушку надо переложить, поменять бумагу, чтобы удалить влагу и не допустить появления плесени. Вот из этой-то засушенной цветочной массы и создаются флористические композиции. Вне зависимости от того, календарик ли это или панно размером 130Х0,80, мастер будет тщательно подбирать и укладывать цветы и травы в законченную композицию. Сначала композицию уложат между стеклами, сверху накроют другим стеклом и вставят в раму. 


















СМИ о выставке:
НТС: Причудливый алфавит. В художественном музее М.П. Крошицкого заработала флористическая выставка, привезённая из Ясной Поляны