Интересный диалог абстрактной живописи и поэзии, их взаимовлияние друг на друга, синтез искусств можно увидеть на выставке Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма». Художникам было предложено выбрать любимое стихотворение или понравившуюся строфу и соотнести ее с абстракцией. Оказалось, что многие авторы сами увлекаются поэтическим творчеством...
Программа мероприятий в рамках выставки:
7 июля в 17.00 – лекция кандидата искусствоведения, члена «Академии абстракционизма» К.В.Горбуновой «Цветовые растры поэзии В.В.Кандинского» в рамках проекта «Художественные четверги».
10 июля в 15.00 – поэтический вечер «Битва слов и звуков на фоне красок и линий» (закрытие выставки).
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н. Заболоцкий
Эти строки можно с легкостью перефразировать: любите поэзию, живописцы! Ведь поэзия и живопись – это две стороны одной медали: «живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». Соединение слова и образа, стихотворения и картины рождает множество свободных ассоциаций, намеков, языковых и метафорических параллелей. Такой интересный диалог абстрактной живописи и поэзии, их взаимовлияние друг на друга, синтез искусств можно увидеть на выставке Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма» в Севастопольском художественном музее им.М.П.Крошицкого.
Художникам было предложено выбрать любимое стихотворение или понравившуюся строфу и соотнести ее с абстракцией. Оказалось, что многие авторы сами увлекаются поэтическим творчеством, поэтому некоторые из них сначала писали абстрактные композиции, а потом воплощали их в стихах.
Поэзия абстракции… Все произведения в экспозиции наполнены звуками, словами, образами и построены на силе красочных звучаний. Как тут не вспомнить слова В.В. Кандинского, что абстракционизм – самое трудное из всех искусств. Оно требует умения хорошо рисовать, обостренного чувства композиции и цвета, а самое главное при этом – быть истинным поэтом. Художник утверждал роль цвета как «звучащего средства» для построения ритма и мелодии картины.
На данной выставке цвета и формы в картинах художников-абстракционистов «вибрируют», «звучат» и передают идею произведения. Звук в живописи – это краска, и каждый цвет играет свою уникальную роль, создавая либо простую поэтическую композицию, либо целую поэму в одном произведении. Живопись поет, а поэзия рисует в воображении художника и зрителя целые картины.
Абстракция поэзии… Поэзия, как и абстрактная живопись, имеет исключительное, элитарное значение: она доступна немногим. Автор познает мир с помощью образов, символов, которые порой не совпадают с окружающей действительностью, но при этом он не представляет ничего ложного или обманчивого. Это чувственное, эмоциональное отображение происходящего вокруг: слово есть внутреннее звучание (В.В. Кандинский).
Соединив на выставке пространственные элементы живописи с поэтическим текстом, визуальное начало с вербальным, открылись необозримые возможности для творчества, возникли параллельные смыслы, которые имеют особенное психологическое воздействие на зрителя и читателя. Живопись и поэзия – это два замечательных, уникальных искусства, которые заставляют нашу душу вибрировать, откликаться на прекрасное, настраиваться на нечто возвышенное и тонкое. И пусть авторы, представленные на выставке, «не стали художниками слова, но они стали поэтами в живописи» (Е.А. Евтушенко).
Горбунова К.В.,
кандидат искусствоведения