среда, 10 августа 2016 г.

Живопись А. Тюнькина и М. Чепелевой


Выставка живописных произведений бахчисарайских художников Александра Тюнькина и Марии Чепелевой очень подходит уходящему лету. На ней можно еще раз насладиться красотой солнечного дня, еще раз вспомнить год, долетевший до половины: и редкий крымский снежок, и кружево весеннего цветения, и русалочью зелень морской воды. Подготовиться к встрече осени – ее золота и синевы.


Молодых художников объединяет любовь к уходящей натуре: поэтичным старым домикам с потрескавшимися стенами и облупившимися окнами, черепичным крышам, своеобразной красоте покосившихся калиток, ветвистым деревьям во дворе. У Маши еще и непременные спутники уюта и тепла – цветок на окне, кот на подоконнике или дереве, собака во дворе или у калитки.

Мастерство ее в анималистическом жанре особого рода: добрые звери не часть картины, а действующие лица, вносящие сюжетность в изображение.

Художники очень разные, хотя много лет работают рядом. Особенно отличается их колорит. Работы Маши – теплые, с особым чувством глубины желтого и коричневого. Саша предпочитает оттенки синего, голубого, бирюзовго, лилового.

Сравните, например, два весенних пейзажа! У Саши в «Голубом вечере» - бирюзово-лиловое кипенье цветущих деревьев, немного грустное в своей прекрасной отстраненности. Здесь сначала – природа, пространство, потом – человек. У Маши в «Весне в Бахчисарае», напротив,- сначала теплое, живое (собака, кот), затем такие же теплые, словно живые стены старого дома и только потом – идеальная белизна цветущего дерева.

Любимый бирюзовый Саша вводит в свои пейзажи, внося им особо звучную ноту: решетка и полоска моря в «У моря», калитка в «Конце лета», окно и тонировка стены дома в пейзаже «На берегу». 

А как красивы и многообразны синий и голубой в его зимних пейзажах! Тревожная сказка «С неба сыплет», предрождественская грусть, граничащая со счастьем в «Вечереет». У Саши и серый с теплой синевой, как в картине «Гроза надвигается».

Еще одна удивительная деталь, отличающая их друг от друга – окна и двери. 

Саша любит входы: калитки, ворота, порталы, проемы. Как в «Херсонесе», «Дело к вечеру», «Гроза надвигается», «Конец лета». Как бирюзовый рисунок решетки в произведении «У моря».

Маше ближе окна. У нее и серия такая задушевная есть, и почти в каждую своей работе она вольно или невольно вводит эту деталь, которая часто становится основным смысловым акцентом изображения. В «Мальвах» окна грустны, в «Дюрбе. Ханский дворец» загадочны, в «Осень в старом городе. Бахчисарай» теплы. А как живописно подано старое окно на бирюзовой стене с облупившейся краской в «Из жизни рыбацкой деревушки»!

Живописные полотна нужно смотреть с расстояния. Но у ребят такая трепетность в отношении к цвету, что многими кусками, «вкусно» написанными, хочется любоваться вблизи. Глубинной почти абстрактной зеленью в правом нижнем углу в «Из жизни рыбацкой деревушки», теплыми оттенками стен в «Осень в старом городе. Бахчисарай», в размытости и переходах от теплого к холодному в дороге и стенах «Жаркого дня».

Есть удивительно тонко написанные куски, которые открываются только с определенного ракурса: тающий серебряный свет полоски моря на горизонте в единственной совместной работе «Старость баркаса», оттенки неба в «С неба сыплет», прозрачная лунность камня за огненным кустом скумпии (с какой любовью написан портрет крымской музы с задумчивой погруженностью в себя, со светящейся веткой в руках).

Работы Марии Чепелевой и Александра Тюнькина распахнуты навстречу зрителю. Но только при длительном неравнодушном рассматривании раскрываются их тонкая лиричность, наслаждение красотой крымской земли, с любовью переданной влюбленными в нее художниками. 
Т.Сайгушкина, искусствовед


















СМИ о выставке:
НТС: Выставка «Краски Крыма» открылась в художественном музее им. Крошицкого
Медиапортал Севастополь: В художественном музее им. М.П. Крошицкого открылась «семейная» выставка