четверг, 18 июня 2020 г.

Художники о войне и Победе

Как удивительно, можно сказать, промыслительно сошлись две даты в истории нашей страны: 22 июня – горький день начала войны и 24 июня – 75-летие парада на Красной площади в Москве. О 24 июня все мечтали, начиная с 22-го.
Соседство этих дат дает возможность по-новому, пристальнее взглянуть на все, что имеет отношение к войне – фотографии, кинохронику, художественные фильмы, стихи и прозу, картины и рисунки.
Художники тоже воевали. Во всех художественных вузах и училищах, на всех памятных досках в отделениях Союзов художников есть имена не вернувшихся с войны студентов и преподавателей, начинающих и маститых. 
Но и те из художников, кто не был призван на фронт, воевали по-своему. Они рыли окопы и сбрасывали зажигалки с крыш, в эвакуации не прекращали работать и уже во время войны начали творчески осмысливать и ее ход, и ее будущие итоги.

С. Н. Базилев (р. 1952). Ушел воевать. 1980
Памяти педагогов и студентов Киевского художественного института (ныне Национальная академия изобразительных искусств и архитектуры), посвятил С.Н. Базилев картину «Ушел воевать». Его отец, Николай Иванович Базилев, тоже воевал. Ему повезло вернуться. Поклоном военному поколению отца стала картина сына.

Сергей Николаевич нашел средства простые, но выразительные: сдержанная охристая цветовая гамма и акценты на белое и черное. Белое – мирная жизнь и надежда на возвращение: холст, светлая рама форточки, драпировочная ткань, листы художественной периодики. Черное – то мирное, что война отодвинула – шляпа на вешалке, венский стул. Тарелка радио, из которой теперь только тревожные новости. И темнота проема двери. На светлом листе календаря дата – 27 июня 1941 года…
У М.П. Крошицкого была своя война – он спасал для Севастополя национальное достояние страны – Художественную галерею. И уже неважно 22 июня выполнена его графическая работа или позже. То, что произошло в этот день, навсегда врезалось в память: опустевшие улицы, лучи прожекторов, пересекающих небо, бегущие в укрытие люди, первые раненые и убитые. И худенькая фигурка женщины, прижимающая к себе ребенка. 22 июня 1941 года маленький сын Михаила Павловича был еще жив. Он погибнет во время бомбежки в декабре 1941-го, вместе с бабушкой, не дожив и до года.


М.П. Крошицкий (1894-1972), заслуженный деятель искусств УССР.
Севастополь. 22 июня 1941 года.

В этом листе, при всей его конкретике, уже присутствует обобщение: в будущем городе-герое таким мог быть любой день и любая ночь с июня 1941-го по июль 1942-го. Но дата - 22 июня 1941 года - делает его еще трагичнее. Потому что впервые. Неожиданно. Без предупреждения.

Никто не знал, когда война закончится. Художники, как могли, тоже приближали Победу. Плакаты, листовки, первые наброски памятников, живописные холсты,- всё и все работали на будущую Победу.

И когда Победа стала приближаться, когда нога советского солдата перешагнула границу, - как изменилась цветовая гамма! Стал появляться красный, и это уже был цвет радости. Его становилось все больше и больше. И на плакатах 1945 года и первых послевоенных лет – уже буйство красок при царствовании красной.

М. А. Нестерова-Берзина (1897-1965). Победа!


Глядя на плакат М.А. Берзиной–Нестеровой, понимаешь, почему этот вид искусства называют монументальной графикой. Он полифоничен, как оратория, выразителен, как фреска. 

Даже перегруженность композиции у Марии Александровны работает на создание образа торжества народа. Фигура Родины-матери, кажется той самой, которая в 1941 году с плаката И. Тоидзе звала на защиту страны,- теперь как фигура богини Победы. Она распрямила плечи, сбросила темный платок и царит над знаменами победителей, над шеренгами солдат и даже над Кремлевской башней. Потому что 22 июня мы плачем, а 9 мая радуемся Нашей Победе.

И когда 24 июня 1945 года на Красной площади прошел исторический парад, вечером небо Москвы, Ленинграда, Севастополя и многих других городов Отчизны осветилось салютом. Наверно, никогда он не был таким красивым. Сравнить его можно только с салютом 9 мая 2014 года в Севастополе, завершившим «русскую весну».

Многие художники пытались «уловить» мгновенную красоту салютных залпов. Из севастопольских живописцев это лучше всего удалость Наталии Васильевне Василенко. 

Н.В. Василенко (1933-1994). Праздничный Севастополь. 1971

На ее ярком, декоративном полотне цветные шары «ткут» пространство, как ковер. И здесь главенствует красный – даже морская вода становится огненной от отражения залпов. 
Пусть же парад и салют 24 июня 2020 года не дадут нам забыть парад и салют 24 июня 1945 года. Они будут жить в произведениях художников и в сердцах будущих поколений.

Вечная память и вечная слава!
Т. П. Сайгушкина, искусствовед