понедельник, 24 июля 2017 г.

«Всегда на страже боевой несокрушимый флот морской»


24 июля в 16.00 состоится открытие выставки произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из фондов музея и частной галереи «Арт-Бульвар», посвященной Дню Военно-морского флота. Представленные экспонаты прославляют мужество и самоотверженность, блистательные победы в морских сражениях и восхваляют немеркнущую славу страны и ее флота.

День ВМФ – один из самых любимых еще в СССР, а теперь и в России, праздников. У Военно-Морского Флота поистине героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву является предметом гордости граждан России, его история – это упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные во славу Отечества.

Плакат не есть длинное чтиво,
Отнесись к зрителю бережно, учтиво...
Взглянул зритель и мыслью объят,
Вот это и есть плакат.
Дени (В.Н. Денисов)

Для миллионов людей плакат многие годы являлся неотъемлемой частью жизни. Он присутствовал всюду: на улицах городов и сел, в цехах заводов и фабрик, в военных городках, в государственных учреждениях, в магазинах и школах. Он славил вождей и героев, показывал успехи тружеников, намечал планы страны. Плакат содержал ответ на любой вопрос, служил социальным и нравственным ориентиром: определял и наглядно демонстрировал идеалы, предписывал рамки поведения, устанавливал границы добра и зла.

Глубочайшее воздействие на общественную и художественную жизнь оказала Первая мировая война. Именно в 1914-1917 годов появились яркие социальные плакаты, в создании которых приняли участие выдающиеся живописцы, театральные художники, скульпторы, мастера книжной графики: К.Коровин, В. Васнецов, А. Архипов, С. Виноградов, И. Бродский, И. Нивинский, Н. Андреев, Н.Пискарев, Г. Пашков, Н. Денисов и другие авторы. Такие листы не предполагали долгую жизнь на стенах домов. Однако плакаты зачастую были настолько талантливо исполнены, что вошли в сокровищницу мирового искусства ХХ века.

В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты Гражданской войны наравне с патронами и снарядами. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.

После октября 1917 года перед правящей партией встала задача донести до широких народных масс наглядными и доступными средствами цели новой, советской власти. И вновь особое место занимала плакатная пропаганда. За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами.

Советский плакат всегда шагал в ногу с временем. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире. Понятие «искусство агитации» все больше вытеснялось понятием «агитация искусством». Целая плеяда плакатистов-шестидесятников активно и самоотверженно возрождала старые и разрабатывала новые методы эстетического воздействия на человека.

Жизнеутверждающий характер плаката начала 60-х гг. ХХ столетия соответствовал настроению страны, отражал успехи спортсменов на международных соревнованиях. Плакат активно пропагандировал здоровое красивое тело, физическую культуру, привлекал к занятиям спортом молодежь. Регулярно проводимые соревнования рекламировал Б. Зеленский, демонстрируя на плакате гибкость и пластику спортсменов; пропагандировал силу В. Корецкий; атлетически сложенное тело воспели Л. Голованов и А. Кокорекин.

Сегодня, спустя десятилетия, не вызывает сомнения непреходящая ценность художников-плакатистов. Притягивают человечностью образы героев прошлых лет, лозунги плакатов стали популярными афоризмами, приобрели современный смысл и наполнились новым актуальным содержанием.

Интерес к плакату вновь неизменно растет. Видимо, «привнесение красоты в повседневную жизнь» вновь актуально у российского гражданина. Плакаты прошлых времен становятся библиографической редкостью, антикварной графикой и предметами коллекционирования. Их ищут, собирают, включают в банки данных, проявляя тем самым заботу о сохранности культурных ценностей бывшего СССР и России.

***

Прошедшая советская эпоха оставила нам множество фарфоровых изделий, и каждое из них – своеобразный памятник минувшему времени.

Мастера раннего советского периода дали стране и миру образцы совершенно нового, небывалого уровня искусства мелкой пластики и художественного фарфора. Энергетика новой жизни и смена идеологической парадигмы подняли этот, казалось бы, уже устоявшийся вид искусства на совершенно новую высоту и придали ему иное измерение.

Не зря изделия из фарфора стали считаться одной из немногих статей экспортного потенциала молодой Советской республики и нашли своих почитателей в разных странах, пусть даже и не принимавших большевистские идеи. С 1920 года советский фарфор был непременным участником выставок в Риге, Гельсингфорсе, Берлине, Лондоне, Париже, Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции, Ревеле. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже, где экспозиция советского фарфора получила широкую восторженную прессу, а ведущие авторы – высшие награды, произведения Государственного фарфорового завода были удостоены золотой медали.

Каждый завод-изготовитель разрабатывал и развивал свой стиль производства, подачи и росписи изделия. Сочетание красок, форма и вид росписи часто являются уникальными для завода и определенного периода времени. Художнику свойственен свой стиль художественного отражения действительности, благодаря которому можно узнать его индивидуальную манеру в том или ином изделии советского фарфора. При этом коллекционная востребованность малой пластики зависит не только от ее тиражности, но и от того, насколько талантлив был ее автор, насколько глубоко и тонко удалось ему затронуть струны человеческой души.

Интересно, что среди собирателей фарфора много женщин. Очевидно, это объясняется тем, что фарфор – не просто предмет собирательства, а часто – предмет настоящего искусства и источник глубоких эмоциональных ощущений, дающий многим чувство радости в доме.

Собиратели фарфора – это хранители истории и культурного наследия нашей страны. Помимо популярности изделий ранней советской эпохи и особенно так называемого агитационного фарфора, сейчас внимание большинства коллекционеров обращено преимущественно на послевоенный период. Это обусловлено как доступностью предметов, так и ощущением исторической причастности, ностальгией по недавнему прошлому. Советский фарфор – это уникальный документальный источник, это голос времени, рассказывающий нам об ушедшей эпохе и ее людях.
Галерея «Арт-Бульвар»






















Фотографы: Наталья Артемьева, Анна Садовникова


СМИ о выставке:
Министерство культуры РФ: Выставка «Всегда на страже боевой несокрушимый флот морской»
SevastopolMedia.ru: Севастопольцам показали фарфоровых моряков
НТС: Ко Дню Военно-морского флота в Севастополе открылась выставка плаката
1-й Севастопольский: «Всегда на страже боевой несокрушимый флот морской» - так называется выставка, открытие которой приурочено ко Дню ВМФ.Слава Севастополя: «Всегда на страже боевой несокрушимый флот морской!»