пятница, 4 августа 2017 г.

«И нам завещанное море...»



29 июля исполнилось 200 лет со дня рождения всемирно известного русского мариниста И.К.Айвазовского (1817-1900). В эти дни, особенно находясь в Севастополе, невозможно не вспомнить творчество маэстро. Выставка «И нам завещанное море…» из фондов Художественного музея - искренний поклон великому мастеру. В экспозиции помимо произведений самого автора представлены полотна русских пейзажистов XIX – начала XX века, на кого, несомненно, повлияло его творчество.

И нам завещанное море 
Опять свободною волной <…> 
Лобзает берег свой родной.

Ф.Тютчев


Иван Константинович Айвазовский - академик пяти европейских академий (почётный член Императорской академии художеств; член Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской академий художеств), был уроженцем Феодосии и большую часть жизни прожил в Крыму. По окончании с золотой медалью петербургской Академии художеств он был приписан к Черноморскому флоту, поэтому часто бывал в Севастополе, принимал участие в десантных операциях, дружил с великими адмиралами – М.П.Лазаревым, В.А.Корниловым, П.С.Нахимовым, В.И.Истоминым, а после пенсионерской поездки в Италию в 1844 году был назначен живописцем Главного морского штаба, по заказу которого впоследствии создал серии батальных полотен, прославляющих героизм русских моряков. Его гостеприимный дом, привлекавший многих деятелей культуры и науки, был своеобразным «художественным центром» полуострова. Вероятно, поэтому в Крыму в частных собраниях оказалось значительное количество произведений мастера, которые после национализации 1920-х годов были переданы в крымские музеи. 

На выставке нет работ, рассказывающих о «Севастопольской страде», однако экспонируются семь живописных и два графических произведения пейзажиста, отражающие разные этапы творческой биографии художника. В них можно увидеть не только «сильные страсти» - сцену кораблекрушения, любимые зрителями «лунные дорожки» на водной глади, но и тихие вечера, будничную жизнь на море («Море, освещенное восходящей луной». 1852; «Лунная ночь. (Разбитый корабль)». 1871; «Закат солнца на море». 1887). Несколько раз Айвазовский совершал путешествия в Стамбул (Константинополь) - город, где своеобразно соединились черты восточной и западной культур. Первый раз маэстро побывал в нем в 1845 году: художник участвовал в Средиземноморской географической экспедиции к берегам Турции и Малой Азии под руководством известного русского географа и мореплавателя Ф.П.Литке. По окончании экспедиции он написал большое количество работ, в том числе и «Константинополь при луне». В 1856 году после завершения Крымской войны по пути из Франции Айвазовский вновь посетил «сказочный город», а в 1864 году по памяти была написана картина «Вид Босфора». В этом полотне очевидно влияние реалистических тенденций, хотя, выверенное композиционное решение и живописная система остались в русле традиций академизма. Айвазовский мастерски выписал изящные силуэты минаретов и дворцов, выделяющихся на фоне золотистого неба, величественного восточного города, и все-таки, не смог отказаться от эффектности «закатного» освещения.

В 1861 году И.К.Айвазовский, получив царский заказ на создание картин с южнобережными мотивами для украшения дворцов, построенных в Ливадии, написал небольшой пейзаж «Крымский вид», который находился одном из кабинетов императора вплоть до революции. Художник изобразил Ялту в вечерний предзакатный час, в тот момент, когда яркий розовый цвет, звучащий в полную силу в горах дальнего плана, затихает в нижней части картины, и быстро меняющееся вечернее освещение преображает знакомую местность. Айвазовский - блистательный живописец, вместе с тем он очень много и «цепко» рисовал с натуры. Виртуозное мастерство рисовальщика подтверждают две графические работы мастера из севастопольского собрания.

Вслед за Айвазовским в разные годы художниками Главного морского штаба, своеобразными «военными корреспондентами», были А.П.Боголюбов, А.К.Беггров и М.С.Ткаченко. Они прославляли подвиги «русского оружия», в своих «полотнах-репортажах» рассказывали о буднях, мирной жизни флота. Бывшие морские офицеры художники А.П.Боголюбов и А.К.Беггров в период творческого становления, конечно же, испытали влияние Айвазовского, однако, со временем нашли свою дорогу в искусстве. Их марины во многом противоположны полотнам Айвазовского: они не имеют ярко выраженного романтического характера, просты по сюжету, реалистичны и убедительны, а работа на пленэре привнесла в манеру письма живописцев большую легкость и свободу при передаче не только моря, но и всей световоздушной среды, насыщенной влагой («Корабли на море», «Пристань», «Пристань на Неве»). Вместе с тем в них отчетливо проявилось знание предмета, документальная точность и тщательность особенно в изображении кораблей («Судно у пристани», «Броненосец «Память Азова». 1902…). Картина Ткаченко «Флот на рейде» более традиционна, она посвящена важному европейскому политическому событию - встрече 31 июля 1909 года в Шербуре императора Николая II с президентом Франции Арманом Фальером.

Жить в Феодосии, «переполненной», по словам М.Волошина, «славой Айвазовского» и не «попасть» под обаяние его произведений было практически невозможно. Увлеченность морем, во многом увиденным «глазами маэстро», определила судьбу мариниста Л.Ф.Лагорио, сына неаполитанского вице-консула в Феодосии, а впоследствии академика Петербургской академии художеств, а также художников, работавших на рубеже веков в мастерской знаменитого пейзажиста - М.А.Алисова, Э.Я.Магдесяна 

«Географический диапазон» выставки огромен: художники писали свои пейзажи во время путешествий не только по Черному морю, но и по Средиземному, Балтийскому, Северному... Для талантливого, но рано ушедшего из жизни «сына юга» Р.Г.Судковского Черное море стало «исключительной художественной стихией». Он наиболее точно следовал академическим канонам в изображении пейзажа, но вместе с тем много работал на натуре, преимущественно на побережье Очакова, Одессы и в окрестностях Севастополя. Созданные им морские виды, свидетельствуют о том, что художник превосходно изучил подвижную стихию во всех отношениях, они с поразительной верностью передают ее покой и движение, ее прозрачность и безбрежность, приветливую игру в ней солнечных или лунных лучей в тихую погоду. Известный пейзажист - ученик А.И.Куинджи - А.А.Борисов, несмотря на маленький формат своих новелл, в этюде смог передать суровую, величественную красоту Северного моря. В начале XX века в Одессе были довольно популярны старательные морские пейзажи Х.Костанды, не лишенные внешней красивости.

Крым сыграл огромную роль в изменении образной системы и палитры выдающегося русского живописца К.А.Коровина. В начале 1900-х годов он построил в Гурзуфе дачу. Здесь, у моря, ему свободно и радостно «дышалось», жилось и работалось. В уверенно и «роскошно» написанном этюде «Гурзуф» все наполнено крымским солнцем, а с помощью точно подмеченных, сложных цветовых отношений тонко передано движение воздуха. Эти коровинские живописно-пластические открытия до сих пор используют художники, создающие на крымской земле многочисленные морские пейзажи.

В экспозиции представлены марины живописцев начала ХХ века Ю.И.Шпажинского, М.Н.Протопопова, И.П.Фёдорова-Керченского, Е.Ф.Марченко, которые унаследовали влюбленность в море легендарного феодосийца. Они различны по дарованию, однако отрадно, что их деятельность связана с Севастополем, поэтому на полотнах изображены хорошо знакомые берега Херсонеса, отвесные скалы Фиолента... 

Оценивая всю значимость творческого наследия И.К.Айвазовского и его последователей, поражаешься верности высеченного на надгробии маэстро афоризма на древнеармянском языке: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

Л.Смирнова, искусствовед




















СМИ о выставке:
НТС: 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского. В Севастополе хранятся 9 картин мастера
Sevas.com: Севастопольский худмузей покажет работы Айвазовского
PositivCity: «И нам завещанное море…»