четверг, 3 марта 2016 г.

«Город мастеров»


3 марта в 16.00 открылась выставка народных промыслов России из фондов музея. Праздничные, яркие, нарядные, красочные они представляют народные традиции, вовлекают в сказочный мир образов, в котором прошлое смыкается с настоящим, а самобытность и индивидуальность каждого промысла делает предметы легко узнаваемыми.



Придумай свою вариацию узора знаменитых русских промыслов и укрась ею любой предмет своего быта: до 3 апреля принеси в музей и участвуй в конкурсе! 

На фото роспись, сделанная по эскизу Виктора Нефедова (Симферополь) и А. Каннуникова, совместно с А. Садовниковой. 

Подведение итогов конкурса состоится на закрытии выставки "Город мастеров"


Программа мероприятий:

5 марта в 11.00 - мастер-класс по росписи пилоток

12 марта в 11.00 - мастер-класс А.В. Кузнецовой по изготовлению куколок-мотанок

13 марта в 14.00 - мастер-класс О.Н. Чистяковой по крою русской рубахи

19 марта в 14.00 - мастер-класс Я.С. Каревой по росписи зеркал



Выставка «Город мастеров» представляет произведения самых известных народных художественных промыслов России из фондов Севастопольского художественного музея. Происхождение промыслов различно. Одни берут своё начало в крестьянском бытовом искусстве и связаны с изготовлением повседневных и праздничных предметов для себя и своей семьи (ткачество, вышивка), другие происходят от деревенских ремёсел (резьба по дереву, кости, набойка на тканях, гончарство).

Рассказывая о возникновении того или иного народного художественного промысла, мы говорим: «Когда-то 200-300 лет тому назад…». Не многие из них могут «похвастаться» точной датой основания, поэтому истории появления того или иного промысла часто окутаны легендами. Ранние произведения мастеров до нас, к сожалению, не дошли. О них мы знаем лишь по народным преданиям, летописям и другим литературным источникам.

К счастью, на протяжении многих столетий народные промыслы не были утеряны. Впервые «открытие русской старины» произошло во второй половине XIX века; именно в это время проявился интерес к фольклору, стали изучать народные традиции, собирать и исследовать предметы, созданные народными мастерами. Известные меценаты и художники С.И.Мамонтов, М.К.Тенишева, И.Я.Билибин, Е.Д.Поленова, А.Н.Бенуа, В.М.Васнецов… первыми оценили художественные достоинства произведений народного искусства, и стали их активными собирателями. Они устраивали выставки своих коллекций, издавали альбомы и каталоги. Известнейшими центрами возрождения и сохранения народных ремёсел можно назвать имение С.И.Мамонтова «Абрамцево» и «Талашкино» - имение княгини М.К.Тенишевой. Художники рубежа веков смело обращались к художественным традициям народного искусства в поисках новых стилистических решений в русском изобразительном искусстве.

Увлечение русской стариной «спровоцировало» появление на свет русской матрёшки – игрушки, которая стала своеобразным символом России. Её автор Сергей Малютин - известный русский художник, член объединения «Мир искусства», долгие годы преподававший в Талашкинских кустарных мастерских, создал совместно с токарем Василием Звёздочкиным восьмиместную матрёшку. В 1900 году эта матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже и получила большое признание зрителей. Позже русскую красавицу стали точить и в Семёнове, и в Полховском Майдане, и в Загорске…

Новый, важнейший этап в возрождении и изучении народного искусства относится к советскому периоду – к 1920-1930-м годам. В это время революционный подъем был не только причиной, подлинного расцвета и развития художественных центров, таких как Палех, Холуй, Мстёра, Дымка и т.д., но и стал почвой для серьёзных исследований отдельных промыслов и общих проблем народного искусства. В каждом центре народного творчества была восстановлена работа художественных школ. А в Загорске в 1920 году открыт Музей игрушки, заявленный как «историко-педагогический музей и имеющий своей задачей воспитание детского творчества, одновременно содействующий развитию промышленности в разнообразных областях игрушечного дела…»

После Великой Отечественной войны, некоторые промыслы могли исчезнуть совсем, но благодаря исследователям и мастерам, которые постепенно постигали основы ремесла, произошло их возрождение и сохранение (Филимоновская и Каргопольская игрушка).

1990-е - были сложными годами «выживания» многих художественных центров. Но именно в это время коллекция нашего музея значительно увеличилась: были приобретены скопинская керамика, павловопосадские и мытищенские щёлковые платки. Музейное собрание пополняется и сегодня.

Многие музеи России собирают и бережно сохраняют предметы старины, произведения современных мастеров, продолжающих вековые традиции наших предков.

В экспозиции представлены все произведения народных мастеров России, которые хранятся в фондах нашего музея: Хохломская и Городецкая роспись, Скопинская керамика, Гжель, Федоскинская и Мстёрская лаковая миниатюра, Павловопосадская платочная мануфактура, Жостовские подносы, Тульские самовары, Дымковская, Каргопольская, Филимоновская, Богородская, Сапожковская игрушка – истинные несметные богатства Севастопольского художественного музея им.М.П.Крошицкого. Дополнена выставка русскими народными костюмами, созданными севастопольской художницей заслуженным мастером народного творчества Украины Ольгой Николаевной Чистяковой.


Титова Е.П., ст. научный сотрудник

Первый Севастопольский: В музее имени Крошицкого открылась выставка русской старины
Слава Севастополя: "Город мастеров" главного городского художественного музея
Министерство Культуры РФ: Выставка «Город мастеров»