пятница, 11 марта 2016 г.

«Мир балета»


11 марта в 16.00 в Севастопольском художественном музее им.М.П. Крошицкого открылась выставка «Мир балета», посвященная Международному дню театра и приуроченная к выходу книги Ольги Ковалик «Галина Уланова» (серия «ЖЗЛ», издательство «Молодая гвардия»). В экспозиции можно увидеть редкие фотографии, произведения графики и декоративно-прикладного искусства, показывающие жизнь балетных артисток на сцене и за ее пределами.

Мероприятия:

26 марта в 14.00 - Творческая встреча с О.Г. Ковалик


Все экспонаты представляют небольшое собрание О. Г. Ковалик, сформированное, скорее, «по случаю» – в качестве подарков или наследства. Например, фотопортреты балерин из семьи Петипа, приданое Марии Суровщиковой, супруги Мариуса Петипа, футляр для драгоценностей, документы, веер итальянской балерины Энрикетты Гримальди были переданы Ольге Григорьевне правнучкой балетмейстера Тамарой Сергеевной Петипа. 

Уникальные фотографии легендарной этуали Ольги Спесивцевой, работы знаменитого парижского мастера Дмитрия Липницкого, О. Г. Ковалик получила в дар от Музея театра Гранд-Опера. А фотографии с автографами балерин Ольги Преображенской и Лидии Востоковой рубежа XIX – XX века поступили от поклонника ее книги «Повседневная жизнь балерин русского Императорского театра». 

В собрание Ковалик входят пять литографий 1830 – 1840-х годов, на которых запечатлены ведущие европейские балерины эпохи романтизма. Два изображения Галины Улановой в роли Джульетты созданы в технике гравюры известным архитектором-художником, профессором МГХПУ имени С. Г. Строганова Ираидой Георгиевной Кадиной. 

Изюминку экспозиции составляют произведения современных художников, созданных «по подсказке» О. Г. Ковалик. Она вдохновила московского мастера Нину Котёл на графический цикл «Шелковые ленты и пуанты» – четыре из них представлены в экспозиции. Специально для выставки несколько акварелей на балетную тему написала оренбургская художница Ирина Григорьева. 

Более ста лет разделяют картину «Карапузы Парижской Оперы» Луи Леграна, последователя Эдгара Дега, и диптих «Маленькая балерина Настя» севастопольской художницы Елены Вильчуковой. Однако в едином выставочном пространстве эти произведения ведут неожиданно- занятный диалог.

Замечательными художественными качествами отличается работа известного московского мастера Владимира Сальникова «Портрет Ольги Ковалик в пуантах», написанный в 1992 году и уже экспонировавшийся с большим успехом на нескольких столичных выставках.

Экспозицию уместно дополняют фотографии и пуанты известных балерин – с дарственными надписями О. Г. Ковалик, письма к ней таких именитых западных искусствоведов и коллекционеров, как Ирэн Лидова, Никита Лобанов-Ростовский, Клемент Крисп.

Великий датский хореограф Август Бурнонвиль писал: «Танец есть искусство, потому что он предполагает призвание, знание и мастерство. Это – изящное искусство, потому что оно стремится к идеалу… Назначение искусства и, в особенности, театра – обострять мысль, возвышать душу и освежать чувства. Следовательно, танец отнюдь не должен потворствовать пристрастию пресыщенной публики и впечатлениям, чуждым истинному искусству». 

Балет – огромный мир, непросто раскрывающий свое «нутро» постороннему наблюдателю. Однако именно в области балета лежит почти бесконечная канва для интерпретаций. Только начни вышивать по ней художественные узоры, материала хватит надолго. Что, собственно, и должна, пусть только частично, продемонстрировать выставка «Мир балета».

В.А. Белов





















Фотограф: Анна Садовникова