суббота, 26 июля 2014 г.

«Севастополь. Возрождение»

На выставке, рассказывающей об истории восстановления Севастополя, фактически уничтоженного фашистами в годы Великой Отечественной войны, представлены уникальные архивные материалы из Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева. Фотографии, чертежи и планы дают возможность понять масштаб разрушений и оценить реализованные и нереализованные проекты советского градостроительства.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого 
при поддержке 
Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя 
представляют выставочный проект 
Севастополь. Возрождение
26.07–26.08. 2014 

Выставка посвящена истории восстановления Севастополя – города-героя, практически полностью разрушенного во время Второй мировой войны. Для экспозиции Музей архитектуры отобрал из своих фондов уникальные материалы по довоенному, разрушенному и восстановленному Севастополю: на выставке будут показаны копии фотографий, архитектурной графики, чертежей и планов. 

Севастополь был освобожден ровно за год до дня Победы, в мае 1944 года. Но еще до окончания войны – в 1943 году – к разработке генплана города были привлечены две группы архитекторов, одной из которых руководил член-корреспондент Академии архитектуры Г.Б. Бархин, другой – академик архитектуры М.Я. Гинзбург. В своих проектах обе группы выбрали бесспорно лучшее место для центра города – протянувшийся вдоль Южной бухты протяженный холм. Конкурс на генеральный план Севастополя выиграл Г.Б. Бархин, поставивший во главу угла композиционную целостность, в основе своей лежащей на трех высотных точках: зданий панорам, посвященных двум героическим оборонам города, и башни Славы на оконечности мыса. 

В 1945 году Севастополь вошел в число пятнадцати городов, перечисленных в Постановлении Совнаркома СССР «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР». При радикальной перепланировке городов проектные задания тем не менее предлагали архитекторам учитывать культурно-исторические, топографические и климатические особенности. Так, в городах русской классической архитектуры и регулярной планировки XVIII века (Калинине, Воронеже, Орле) надлежало выявить и развить именно эту линию архитектурной традиции; в городах, насыщенных памятниками древнерусской архитектуры (Новгороде, Пскове, Смоленске) требовалось, прежде всего, сохранить атмосферу древнерусского города; в городах Причерноморья (Севастополь, Новороссийск) – 

ареале влияния греческой античности – предполагалось опираться на классическую античность. 

В 1945 же году на должность главного архитектора города был назначен Ю.А. Траутман, принявший участие в создании нового генерального плана (архитекторы В.М. Артюхов, Ю.А. Траутман, инженер И.К. Жилко; проект детальной планировки архитекторы Л.М. Поляков, Б.Р. Рубаненко, Г.И. Симонов, В.А. Шквариков). Авторы пересмотрели, развили и усовершенствовали положения проекта Бархина, исходя из исторически сложившейся планировочной структуры. В 1948 году Траутмана сменил Поляков, с именем которого связана активная застройка города. 

Выставочные материалы, показывающие довоенный Севастополь, разрушенный в войну город, проекты его восстановления и вновь отстроенные улицы и кварталы, дают зрителю возможность понять масштаб разрушений и оценить реализованные и нереализванные проекты советского градостроительства. 

За содействие в реализации проекта организаторы выражают благодарность 
Исполняющему обязанности Губернатора города Севастополя Сергею Ивановичу Меняйло и его помощнику Александру Юрьевичу Измаденову.