вторник, 22 июля 2014 г.

«Русская шаль»

На выставке представлены авторские изделия из шерсти и шёлка известных мастеров знаменитой павловопосадской мануфактуры. Традиционные яркие красные, малиновые, серо-коричневые, бежевые цветы на черном, бордовом, зелёном фоне соседствуют на шалях и платках с причудливыми изгибами линий восточных орнаментов и делают их любимыми и узнаваемыми во всём мире.

На выставке «Русская шаль» представлено около 300 шалей, платков, кашне, палантинов, изготовленных Открытым акционерным обществом «Павловопосадская платочная мануфактура», произведения из коллекции Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого, созданные в конце 20 века, и лучшие образцы современной коллекции известных павловопосадких мастеров: главного художника фабрики заслуженного художника России В.Зубрицкого, заслуженного художника России И.Дадоновой, художников Е.Жуковой, Е.Литвиновой, Е.Фаворитовой, Т.Сухаревской и др. Каждое изделие имеет своё поэтическое название: «Таинственный вечер», «Рябиновые бусы», «Венский вальс», «Крым» и др. 

История мануфактуры началась с приобретения в 1795 году двух ткацких станков Иваном Дмитриевичем Лабзиным из села Павлова Богородского уезда. На станках изготавливали шёлковую ткань, которую затем покрывали набивным узором, поначалу повторявшим рисунок тканых восточных шалей. 

В 1849 году платочное производство переходит к его правнуку - Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и компаньону - Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). В 1868 году учреждается торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов» - предприятие, поставившее на промышленную основу производство знаменитых павловопосадских шалей и платков. Вдвоем они расширили и модернизировали производство, торговый дом стал продавать изготовленные на фабрике шерстяные шали по всей России. В 1881 году И.Я.Лабзин был удостоен звания «Поставщика Двора Ее Императорского Высочества». 

Платочное производство таит множество секретов ремесла. Эти секреты делают шали практичными, прочными, оберегают рисунок от воздействия влаги и яркого света. Основой для шерстяных платков и шалей является высококачественная тонкорунная шерсть, из которой ткачи изготавливают различные виды полотна. 

Павловопосадские изделия различны по цвету и рисунку. Среди орнаментов самыми популярными являются - цветочный, восточный (элементы геометрических фигур), смешанный (восточный и цветочный) и тематический. 

В основе восточного орнамента «турецкий огурец» или «турецкий боб», причудливо изогнутый и заостренный с одного конца, трансформированный в овал. Использование восточных орнаментов, таких как «медальоны», «огурцы» или «бобы», «опахала», наряду с изображением цветов стали характерными мотивами павловопосадской шали. Уже с 19 века яркие красные, малиновые, серо-коричневые, бежевые цветы на черном фоне соседствуют с причудливыми изгибами линий восточных орнаментов. Причем эти орнаментальные мотивы используются в декоре шалей как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Главным цветком павловопосадских шалей по праву считается роза, вокруг которой строится вся композиция. На выставке представлены шали К.Зиновьевой «Ретро», Н.Слащёвой «Весна». 

К тематическим платкам относятся памятные платки, созданные к конкретным историческим событиям. Примером тематического платка является платок, созданный главным художником фабрики В.Зубрицким «В ознаменование канонизации В.И.Грязнова» (1999). 

В настоящее время павловопосадские традиции определяют основные приёмы, которые художники используют, работая над созданием рисунка для будущих изделий. Следование этим традициям не только не сковывает творческую фантазию автора, а помогает, используя огромный опыт, создавать новые, неповторимые, но всегда узнаваемые павловопосадские изделия. 

Коллекции павловопосадских шалей хранят крупнейшие музеи страны, такие как Государственный исторический музей, Государственный Русский музей, Музей этнографии, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства и другие музеи России. 

Е.Титова, зав. научно-просветительным отделом