среда, 23 мая 2012 г.

"Забытый мир каслинского литья"

Впервые в музее экспонируется выставка некогда популярного каслинского «кабинетного» литья. Севастопольское частное собрание представлено произведениями дореволюционного времени и советского периода, которые отлиты с известных моделей знаменитых скульпторов Е.Лансере, Е.Напса, А.Обера, Р.Баха, А.Соловьевой…

Богата русская земля талантами, которые из самого обычного материала создают произведения искусства. Не из золота, серебра или бронзы – из простого чугуна для обычных людей творят красоту мастера Каслинского завода. Именно этот неблагородный материал, ассоциирующийся с железными дорогами и мостами– приобрел широкую славу художественного металла. Прекрасные творческие вещи,которыми пользовались в быту – вазы, шкатулки, рамки для фотографий, скульптура, мебель… – со временем стали постепенно забывать. Вместе с XX столетием уходит в прошлое частица традиционной русской культуры. Изделия из каслинского чугуна, являющиеся славой и гордостью русской художественной промышлености, к сожалению, не в обиходе современников. Сейчас же их стремятся приобрести как уникальные произведения, собирая в коллекции. На выставке «Забытый миркаслинского литья» представлено42 произведения однойзамечательнойчастной коллекции Севастополя. 

Каслинский чугунно-плавильный и железоделательный завод был основан в 1747 году тульским купцом Яковом Коробковым на землях башкир рядом с озером Большие Касли. С 1752 по 1806 год завод принадлежал купеческой фамилии уральских промышленников Демидовых и был известен как один из заводов Кыштымского горного округа, выплавляющих чугун и делающих полосовое железо. В 1806 году был приобретен купцом 1 гильдии Львом Расторгуевым и принадлежал этому роду до Октябрьской революции. 

Заводской рабочий поселок Касли, затерянный в Уральских горах в свое время был важным торговым пунктом. Здесь проходили известные хлебные базары, а сам он по количеству населения уступал только Екатеринбургу, Перми и Кунгуру. Но все-таки главную славу городу принес завод. При Расторгуеве в 1824 году здесь была внедрена немецкая технология , поэтому этот год можно считать годом рождения каслинского художественного литья, когда в качестве первых образцов использовали немецкие отливки. 

В период с 1843 до начала 1850-х годов производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны специалисты, предложившие новый способ покрытия отливок, и значительно расширившие ассортимент художественной продукции. 

С 1846 года выпуск кабинетного литья становится регулярным, а в 1860-е годы формируются основные художественные традиции: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры, высококачественная матовая покраска глубокого черного цвета. 

«Золотой век» Каслинского художественного литья приходится на вторую половину XIX века, когда завод становится законодателем моды в этой области. Его продукция: садово-парковая скульптура, мебель, архитектурныедетали, предметы мелкой пластики – экспонируются на различных выставках в Москве и Петербурге, где получают престижные награды. С тех пор Каслинский завод участвовал во многих всероссийских и зарубежных выставках, закладывая основу яркого и хорошо узнаваемого бренда «Касли». Одновременно со всероссийским признанием с 1870-х годов к заводу приходит и всемирная слава. Его триумфом стало создание чугунного павильона для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже в 1900 году по проекту петербургского архитектора Е.Е.Баумгартена. Павильон поражал своей сказочной красотой, ажурным декором, архитектурной конструкции (фрагменты павильона представлены в фотографиях экспозиции). За это грандиозное сооружение Каслинский завод получил высшую награду Первого класса выставки – Гран-при «Хрустальный глобус» и Большую золотую медаль. В декоре павильона использованы мотивы искусства Древней Руси, Византии и Скандинавии. Сейчас Павильон является замечательным экспонатом Екатеринбургского музея изобразительных искусств и зарегистрирован ЮНЕСКО в Международном каталоге уникальных памятников мирового значения как раритет – «единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в коллекции музея». 

С началом Первой мировой войны массовый выпуск художественных изделий из чугуна прекратился, и завод перешел на военную продукцию – формовщики стали отливать ручные гранаты. После Октябрьского переворота Каслинский завод играл большую роль в распространении монументальной скульптуры на Урале – отливали в чугуне мемориальные доски, посвященные вождям пролетариата. 

В советское время завод официально перешел на производство промышленного литья из чугуна и цветных металлов и до конца 90-х годов 20 века работал на нужды советской армии и народного хозяйства. Выпуск художественного и архитектурного литья неоднократно прекращался и вновь возрождался. 

Каслинское художественное литьё в период своего расцвета (1870-1900) не знало себе равных. И только Кусинский завод в конце XIX века приблизился к уровню каслинского изделия. Часто лучшие кусинские произведения назывались каслинскими отливками, так как во многих случаях Куса и Касли использовали одни и те же авторские модели П.К.Клодта, Е.А.Лансере, А.А.Обера, Н.И.Либериха и др.На выставке представлены произведения из чугуна других уральских заводов XIX-XX веков, также пользовавшихся отливками Касли, например, скульптура «Рыцарь со штандартом» Свердловского чугунолитейного завода (отливка1955-нач. 1960-х гг. по модели 1863 г.). 

К 1880-м годам сформировался основной и разнообразный ассортимент художественных изделий. На всех предметах обязательно ставилось клеймо завода, указание выпуска отливки и фамилии формовщика модели. С 1896 года добавилось право ставить клеймо с «двуглавым орлом», полученное заводом в качестве высшей награды на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. 

Высокий художественный уровень чугунных отливок обеспечивался многими составными: во-первых, завод располагал уникальными природными характеристиками формовочных песков, позволяющих создавать отливки сложной формы и прекрасным качеством поверхности; во-вторых, рабочие в совершенстве владели сложной кусковой формовки, где сложность заключалась в правильном делении поверхности модели на части и изготовлении соответствующих кусков (формовщик стремился сократить число кусков в форме, что позволяло уменьшить число швов на поверхности отливки); в-третьих, последующая операция – чеканка, восстанавливала чистоту поверхностихудожественной отливки и рельефную четкость декора, каждая деталь поверхности обрабатывалась специальным чеканом, который изготавливался самим мастером и был его личным секретом. Ювелирное мастерство чеканщика превращало чугунные отливы в произведения искусства. 

Велика роль профессионального художника и скульптора, поэтому выпускники Петербургской Академии художеств - М.Д.Канаеви Н.Р.Бах непосредственно работали в Каслях. В 1876 году М.Д.Канаев организовал при заводе школу художественного литья, где обучал рисунку, лепке и многому другому. Затем преподавание было продолжено Н.Р.Бахом. Стараниями этих двух скульпторов на заводе стали тиражироваться модели популярных авторов, отражавших в первую очередь тематику «русского стиля». Так, в 80-90-е годы XIX века в чугунном литье преобладали произведения Е.Е.Лансере «Джигитовка лезгин», А.Л.Обера «Киргиз на лошади» и др. Школу прошли местные мастера В.Ф.Торокин, Д.И.Широков,К.Д.Тарасов, прославившие впоследствии камерной скульптурой, посвященной крестьянской теме. 

В 1920-е годы в Касли для возрождения художественного литья приехал внук знаменитого русского скульптора П.К.Клодта – К.А.Клодт, который вновь организовал заводскую школу. Он создал целый ряд рисунков и эскизов предметов декоративно-прикладного характера с советской символикой и первую модель камерной скульптуры В.И.Ленина. Впоследствии на заводе создается серия портретов по моделям скульпторов М.Г.Манизера, Н.В.Томского, Н.А.Андреева и др. Кроме того, завод получает большие заказы на архитектурное литье для оформления канала Москва-Волга, набережных и мостов Москва-реки, Московского метрополитена. В 1970-80-е гг. расширяетсятематика в духе времени. Обращаются каслинские мастера к литературе, спорту и балету. Например, создавалась серия моделей по произведениям Н.В.Гоголя:статуэтка «Солоха и черт», «Иван Иванович и Иваном Никифоровичем». До сих пор во многих московских и петербургских квартирах можно увидеть статуэтки солистов русского классического балета – скульптура «Майя Плисецкая», а также предметы быта – подчасник «Хозяйка Медной горы». По-прежнему ассортимент самый разнообразный, много предметов декоративно-прикладного искусства, в которых сохраняются художественные традиции и предлагаются новые оригинальные решения привычных вещей: шкатулок, коробочек, вазочек и т.д. 

В настоящее время Каслинский завод является единственным в Европе предприятием, сохранившим традиции и технологии художественного чугунного литья. До последнего времени предметы старого ассортимента отливались по сохранившемся моделям конца XIX-начала XX-го века, а современные произведения – по моделям советских скульпторов. 

Уральское художественное литье XIX-XX веков – это уникальное явление в художественной промышленности России и одна из ярких страниц декоративно-прикладного искусства.