четверг, 17 мая 2012 г.

"Внимание - дети"

В центре внимания севастопольской художницы Елены Вильчуковой — мир детской игры. Отношение ребенка к сверстникам и взрослым, своим и чужим игрушкам, обозначенное в каждой картине, дает возможность зрителю вернуться в атмосферу собственного детства.

Внимание детей непроизвольно и находится за пределами их сознания. Взрослые берут на себя всю полноту ответственности за формирование внутреннего и окружающего мира ребенка, который сам не осознает, что еще только играет. Наблюдая за обстоятельствами детской игры, мы обнаруживаем невероятную важность происходящих событий, которые погружают нас в глубины собственных воспоминаний. 




Действие картин Елены Вильчуковой происходит как бы на перекрестке нескольких миров: детства и взрослости, прошлого и современности. Это то секретное место, где для будущего спектакля взрослой жизни раздаются роли. Пока в детском подсознании прокладывается маршрут предстоящей гонки, уже можно попытаться угадать будет ли человек сам давить на газ, либо только наблюдать за меняющимися картинками с места пассажира. 




Выставка знакомит нас с тем, как при взрослении человека постепенно происходит трансформация пространства и времени. На картинах — решающий момент, определяющий будущее, в котором торжественная медлительность детского времени сменяется ускоряющимся пульсом тактов автомобильных двигателей, а расстояние измеряется уже не количеством сделанных оборотов педалей, а числом оставленных позади светофоров, перекрестков и городов. 




После освоения Еленой Вильчуковой жанров портрета, пейзажа, утверждения серьезности творческих намерений каждая последующая выставка открывает все новые темы и расширяет диапазон средств выражения. Выставка «Там, где моя семья» определяет родственные отношения через осознание родины, «Песня о Марусе» возрождает мифологическое прошлое, дуэтная выставка «Владимир Бойченко & Елена Вильчукова» расширяет формальные границы живописного метода художницы в поиске новой свободы творчества.




Экспозиция выставки «Внимание — дети» не дает нам определенных портретных характеристик, не обозначает конкретного места действия. Некоторая неопределенность сюжета не раскрывается до конца в названии работы, однако ощущение важности происходящего в каждой картине не покидает нас. Проблема самоидентификации (определения себя в этом мире) стоит в центре каждой работы и решается через отношения со сверстниками, взрослыми, игрушками (своими и чужими), временем и пространством.




Внимание - дети

Наблюдение взрослого за жизнью ребенка, пусть даже самое пристальное, вряд ли добавит понимания детства. Оно может лишь помочь каждому мысленно вернуться в свое собственное прошлое, которое всплывает как какое-то давно забытое сновидение. 

Говорят, что людям снятся только те лица, которые были встречены ими прежде наяву. Но, видимо, вся явь, по большому счету, — это только то, что нам когда-то «приснилось» в детстве. Эти «сны», в которых стоит искать вдохновения и смысла всей «взрослой» жизни, — зеркала нашего сознания. Так отражения некоторых, заблудившись, оказываются в комнатах смеха, а кто-то, освоившись с рефлексами, начинает играть с цветными стеклами и осколками разной формы. Мозаика образов собирается из тысяч рассыпанных фрагментов. Блуждание мысли при вспоминании прошлого напоминает движение иглы граммофона по причудливым изгибам дорожки винилового диска. Естественный износ пластинки и царапины на ее поверхности, которые быстро появляются при частом прослушивании, сбивают изначальную («правильную») последовательность проигрывания мелодии, монтируя неожиданные фрагменты записи. Каждое мгновение прошлого при его вспоминании так же неизбежно изменяется. Небрежное обращение с памятью грозит совершенно исказить правдивую картину детства. 

Процесс вспоминания собственного детства требует особой осторожности. При безответственных легкомыслии и спешке есть опасность извлечь информацию некорректно, с примесью неоправданных предрассудков и случайных, искажающих, оценочных напластований. Будучи грубо отнятым у исторического контекста хрупкий образ детства рассыпается подобно истлевшему листу бумаги. Именно погружение в глубины воспоминаний, а не вынимание их на поверхность современности дает в итоге самую ясную картину. 

Каждое мгновение раскрывается ребенку в безграничном сиянии познания. Например, усвоение принципа работы педального механизма и пределов его возможностей происходит подсознательно в момент триумфа овладения новыми свойствами современной человеческой цивилизации. Возможность, поочередно надавливая на педали, изменять физические параметры реальности, воспринимается как вновь обретенная свобода, а не монотонная рутинная необходимость. Этот усвоенный материал переносится ребенком из действительности в мир «настоящий» — мир детской фантазии. 

Однако вместе с открытием физической реальности необратимо сужается свобода творчества. Реальность отвоевывает рубежи у бесконечной мечты и обозначает непреодолимые границы. Мир становится конкретным, именно таким, а не бесконечно разным. Все труднее становится изменять его заклинаниями вроде «пусть это будет так…» и «это будет то…». Бесконечные правила и законы природы приходится мучительно принимать в свою жизнь, которая становится более определенной и предсказуемой. А ведь еще совсем недавно наши головы были переполнены новыми планами и замыслами, которым теперь не суждено сбыться по «объективным» причинам. Постепенно слитность мечты и действительности, игры и жизни, неизбежно разграничивается на то, что внутри, и то, что вне. 

Теперь, чтобы ехать, мы обязаны крутить педали, причем характер движения ног жестко обусловлен принципом педального привода. Механизм с вращающимися педалями, естественно, предпочтительнее — он дает возможность, в зависимости от направления вращения, выбирать направление движения. Механизм толкательных педалей оставляет «водителя» до момента начала поездки в неведении: отправится ли он вперед или назад. Несущественная с точки зрения взрослых мелочь («какая разница, ведь это всего лишь игра») мешает замыслам детей. Так сначала свободу игры ограничивает детерминизм механики, а потом в нее вторгается неопределенность случая. 

Если машинка не отвечает всем ожиданиям, которые на нее были возложены, то сама по себе она не может уже завладеть вниманием ребенка. Оно непроизвольно, не подчинено всецело детскому сознанию, находится во власти случая и следует за наиболее эмоционально привлекательными объектами. Именно взрослые, направляя ход игры, способны сознательно управлять вниманием ребенка. Несмотря на произвольность внимания взрослого человека, оно также часто нуждается во внешнем управлении. Например, при езде на автомобиле — знаки дорожного движения. Отношение художника к вниманию зрителя такое же ответственное, его также надо концентрировать сознательным отбором представленного материала, захватывать акцентами цветовых пятен и направлять средоточием линий композиционного напряжения. 

Иногда картины художников вызывают полное недоумение, как если на дороге вам неожиданно повстречается незнакомый знак, несколько совершенно одинаковых знаков рядом или, хуже, — знаки, противоречащие друг другу. К счастью, дорожные работники таких сюрпризов нас, как правило, лишают, а вот сама жизнь подобными задачками одаривает регулярно. 

Не придавая значения мелочам, мы можем допускать непоправимые ошибки. Так на дороге случаются ДТП, а жизненные обстоятельства детской игры незаметно превращают человека в игрушку. Ребенок либо овладевает силами технических приспособлений либо же механизмы порабощают человека. Конечно, это крайние случаи — вариантов масса. Иногда представляешь себе, как все могло бы быть совершенно иначе (или немного по-другому), и рядом проявляется несбывшийся, но возможный вариант действительности. Наблюдая момент, определяющий различный ход развития событий, можно заметить расщепление реальности и тогда уже трудно разобраться, где ты сам, а где только твоя вероятная возможность. Границы растворяются, и кажется возможным перешагнуть в соседний мирок и исправить былые промахи. 

Дорога жизни так сильно петляет, что заранее проблематично понять, где кратчайший путь. Иногда и географические карты врут, и знакомые дорожные знаки нас не всегда приводят к цели. Но пока жажда новых открытий не иссякла и влечет к бесконечно далеким горизонтам, надо внимательно наблюдать за этим путешествием, направляя маршрут в объезд тупиков, уводя от лобовых столкновений и следя за соблюдением скоростного режима. Взрослея, ребенок уже сам начинает свободно маневрировать, смело совершать обгоны, кого-то подвозить. И всё это время у нас есть возможность познавать себя и вспоминать свои самые заветные мечты. 
Павел Хлебовский, искусствовед
















Вильчукова Елена Викторовна 

1979 родилась в городе Севастополе

1990 – 1994 Севастопольская детская художественная школа

1994 – 1999 Крымское художественное училище им. Н.С.Самокиша

1999 – 2006 Харьковская государственная академия дизайна и искусств

С 2003 участница городских, областных и республиканских выставок

С 2007 преподает живопись и рисунок в Севастопольском филиале Крымского художественного училища им. Н.С.Самокиша

С 2012 член Национального союза художников Украины

Живет и работает в Севастополе.

Выставки 

июнь 2011 арт-дуэт «Владимир Бойченко & Елена Вильчукова»,
виртуальный филиал Русского музея (Санкт-Петербург), Севастополь

ноябрь 2010 персональная выставка «Песня о Марусе»,
галерея «Зеленая пирамида», Севастополь

август 2010 персональная выставка «Там, где моя семья»,
виртуальный филиал Русского музея (Санкт-Петербург), Севастополь

октябрь 2009 совместная выставка с Владимиром Чурсиным,
галерея «Зеленая пирамида», Севастополь

май 2009 персональная выставка,
отель «Времена года», Ялта

февраль 2009 персональная выставка,
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

март 2005 персональная выставка,
галерея «Арта», Севастополь