пятница, 23 июля 2021 г.

«Город русских моряков» в живописных произведениях из собрания музея

В 2014 году Крым вернулся в состав России, которой принадлежал уже в последней четверти XVIII века. Россия получила долгожданный выход к Черному морю, чего добивался, но не успел воплотить в жизнь Петр I, и что удалось исполнить Екатерине II.

В 1783 году Крым официально вошел в состав Российской империи (манифест Екатерины II «О принятии полуострова Крымского…под Российскую державу» был издан 8 апреля 1783 года). А 21 февраля 1784 года строящейся портовой крепости Ахтиар императрица Екатерина II дала название Севастополь, что в переводе с греческого обозначает «величественный город».

Создание Черноморского флота открыло ещё одну героическую страницу в русской военной истории. Впереди были Корфу и Синоп, Наварин и героическая оборона Севастополя в Крымской войне…, вторая оборона Севастополя в 1941-1942 годах, развал 1990-х и возвращение Севастополя в Россию.

О первых шагах Черноморского флота повествуют две работы художницы Н. В. Василенко (1933–1994) Виват Черноморскому флоту (1983) и Первые верфи в Севастополе (1981).

Н. В. Василенко.  Виват Черноморскому флоту. 1983

В последней четверти XVIII века возник и окреп сильный Черноморский флот. Его командующий – генерал-фельдмаршал князь Г. А. Потемкин, понимал и ценил чужой талант. Среди офицеров он особенно выделял Ф. Ф.Ушакова, и Федор Федорович оправдал доверие князя. Под его командованием русские моряки одержали блистательную победу на мысе Калиакрия 11 августа 1791 года, победу, решившую исход русско-турецкой войны. «О великий! Твоего флота больше нет» - так османским флотоводцам пришлось начать свой доклад султану.

Н. В. Василенко. Первые верфи в Севастополе. 1981

Художница Наталья Васильевна Василенко оставила много произведений, посвященных истории Севастополя. В ее композициях ощущается стремление к монументализму – изображение на первом плане укрупненных фигур известных исторических лиц, некоторая «скульптурность» драпировок; и цветовое решение, напоминающее фресковую живопись: в одной работе с плотной фактурой, в другой колористически высветленной.

Одна из самых трагических страниц истории Севастополя - оборона города в Крымскую войну 1854-1855 гг.

В 1854 году вооруженные силы Франции, Англии, Турции и Сардинии (Италии) вторглись на Крымский полуостров. Интервенты планировали завершить штурм города в течение недели. Однако, неприятель недооценил героизм русских войск. Осада Севастополя длилась 11 месяцев. Стойкость и мужество русских солдат, матросов и жителей города потрясли весь мир.

Французский художник, Александр Проте участник военных действий, показал нам стан французских вражеских войск в окрестностях Севастополя.

Александр Проте. Бивуак французов под Севастополем.

Поль-Александр Проте (1825-1890) - французский живописец исторического жанра, баталист участвовал в Крымской войне простым солдатом. С театра военных действий он привез много рисунков и этюдов. На его полотне из коллекции музея мы видим стан французских войск в окрестностях Севастополя. Художника не столько интересовало изображение самой битвы, ее ужасов, сколько рассказ о простом солдате, его он знал в совершенстве и представлял скорее сентиментально, чем трагично. Проте изобразил тревожный отдых своих соотечественников в перерыве между атаками.

Французская армия при отправке в Крым комплектовалась не только кадровыми военными, но и многочисленными волонтерами, в частности, элитными частями зуавов (на переднем плане). На картине видно, что мундир зуава отличался от остальных. По воспоминаниям русского солдата: «у них…легкая курточка, а штанина всякая будет с аршин; ежели разгорнуть, то одна штанина будет, верно, аршина три». Всемирную славу зуавам принесла Крымская война, где они особенно отличились, совершив марш-бросок на Альминские высоты, решивший исход сражения в пользу французов, а также штурмуя Малахов курган и участвуя в осаде и захвате Севастополя.

З. И. Филиппов. Четвертый бастион. 1956

Севастопольский живописец Зиновий Иванович Филиппов (1923-2012) изобразил легендарный 4-й бастион, на который выпало самое тяжелое испытание в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Он остался непобедимым и был оставлен лишь в последний день обороны Севастополя, 27 августа 1855 года, когда войска перешли на Северную сторону.

Символично, что художник обращается к теме Первой обороны Севастополя уже после Великой Отечественной войны, как бы подчеркивая преемственность героических событий, и отдавая дань столетнему юбилею Крымской войны. Автор показывает легендарные пушки, охристую, выжженную землю навеки уснувшего бастиона, который и во сне хранит воспоминание о тех героических днях.

Много испытаний выпало на долю Севастополя. Но город выстоял. Он становится форпостом на юге России и в военной, и в мирной жизни.

Легендарный город стоял у истоков воздухоплавания. Уже 11 ноября 1910 года в Севастопольской авиационной школе началась подготовка летных кадров Российской империи. Школа готовила авиаторов - как для армии, так и для флота.

26 октября 1911 года в Севастопольской военной авиационной школе состоялся первый выпуск. По этому случаю, император Николай II подарил школе часы, которые дожили до наших дней и были в исправном состоянии, являясь реликвией Качинского высшего военного училища летчиков до второй половины 1990-х годов.  Государь с большим вниманием относился к Севастопольской авиационной школе и имел обыкновение принимать офицеров-выпускников в Ливадии.

С 1938 года название летного училища - Качинская Краснознаменная военная авиационная школа им. тов. Мясникова. Самым знаменитым выпускником этой школы является А. И. Покрышкин (1913-1985) — советский лётчик-ас, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза. Качинскую авиационную школу закончили: сын И. В. Сталина - Василий, сын М. В. Фрунзе – Тимур, сын Н. С. Хрущева – Леонид.  Советская политическая элита своих сыновей готовила к защите воздушных рубежей родины.

А. А. Дейнека. Гидропланы. 1934

В 1930-х годах знаменитый художник Александр Александрович Дейнека (1899-1969) свою любовь к авиации перенес в живопись. Среди его многочисленных произведений на эту тему и работа Гидропланы. Художник часто бывал в Севастополе в 1920-1930-е годы, летал на гидропланах, прыгал с парашютом. В этом произведении лаконизм, простота живописного языка мастера прекрасно передают ощущение времени. Графичность Приморского бульвара с Константиновской батареей вдали, выразительный силуэт героини, повернутой к зрителю спиной, передают тревожное ожидание. В небольшой работе заключено огромное пространство, во многом переданное светоносностью красок.

 «Легендарный Севастополь прославился в боях» не только в Крымской, но и в Великой Отечественной войне. Атаку на Севастополь немецкая авиация осуществила в первый день войны –– 22 июня 1941 года. В штабе противника не могли предвидеть, что «вторая оборона» Севастополя будет не менее упорной, чем «первая».

В Севастопольском художественном музее тема Великой Отечественной войны отображена в творчестве Константина Гавриловича Дорохова (1906-1960). Признанный мастер среднерусского пейзажа, портрета, тематической картины, чьи работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, во время войны был фронтовым художником. На многих фронтах и направлениях были созданы сотни графических листов. Образы «тружеников» войны, их будни и героические подвиги – основное содержание многочисленных произведений художника.

 

К. Г. Дорохов. Краснофлотец с винтовкой.  1941

Вот такие краснофлотцы, пришедшие из корабельного состава, держали оборону в осажденном, истекающем кровью Севастополе.

К. Г. Дорохов. Упала бомба. 1941

Перед нами, ставшая уже повседневной, жизнь осажденного города. Упала бомба, но нет паники. Жители стоят группками, обсуждая последние события. Мы не видим выражения лиц, но художнику удается передать общее состояние тревоги.

К. Г. Дорохов.  Морская пехота.

Морскую пехоту гитлеровцы называли «Черной смертью», так как бойцы свои отчаянные, наносящие противнику большой урон вылазки совершали под покровом ночи.  На них были черные бушлаты и флотские тельняшки, которые стали своеобразным символом храбрости и удали. Художник изобразил пехотинца в перерыве между боями.  На нем поверх тужурки - плащ-палатка. Не замедляя шаг, он на мгновение скользнул по зрителю взглядом, возможно, уходя в вечность.

К. Г. Дорохов.  Разгром. 1944

В работе художника изображена ликвидация последних вражеских «плавсредств» близ Херсонесского маяка 12 мая 1944 года. Очевидцем и участником этих событий был автор картины, в которой ощущается влияние сатирических работ советских художников Кукрыниксов на военную тему.

К. Г. Дорохов. Освобождение Севастополя. Там, где шли бои. 1944

Отгремели бои. После жесточайших кровопролитных сражений город лежал в руинах. Советское правительство в 1948 году начало реализацию программы по восстановлению Севастополя. Город, как птица феникс из пепла, стремительно возрождался из руин. Уже в 1957 году он был полностью восстановлен, что явилось беспримерным трудовым подвигом и яркой страницей в истории Севастополя.   

В. А. Меллин.  Исторический бульвар в Севастополе. 1948

Таким его увидел в 1948 году художник Вадим Александрович Меллин (1914-1970): Исторический бульвар и здание Панорамы Севастополя с обнажившимся металлическим каркасом крыши; яркое солнце, полоска моря вдали; пушка на переднем плане, как напоминание о двух кровопролитнейших войнах; молодая зелень сохранившихся, несмотря на жестокие бои, деревьев, - все повествует о начале новой мирной жизни.

З. И. Филиппов.  Красный спуск. Севастополь, 1958

Зиновий Иванович Филиппов (1923-2012) - севастопольский художник не только по месту жительства. Он сумел увидеть, «прочувствовать» эту землю. Картина 1958 года является своеобразной летописью тех лет. Перед нами вечерний Севастополь. Восстановленное здание Панорамы; часть Южной бухты с кораблями; уже обжитые жилые дома, из труб которых струится дымок, заново проложенные дороги, идущий по ним грузовик тех лет и такой узнаваемый по фильмам 50-х годов троллейбус.

З. И. Филиппов.  Площадь Ушакова. 1961

На другой картине З. И. Филиппова мы видим, насколько быстро был восстановлен из руин (отстроен заново) город, где после войны едва можно было найти десяток целых крыш. Перед нами Площадь Ушакова в том виде, в котором мы знаем ее сейчас: со зданием библиотеки им. Л. Н. Толстого, большой клумбой в центре, уходящей вдаль Большой Морской улицей, – все это уже существовало в 1961 году. В невероятно короткие сроки из руин возродился белокаменный красавец-город.

Красочный, нарядный, Севастополь 1970-х годов живет в живописных произведениях художественного музея.

Я. А. Басов. Севастополь. Прогулка у моря. 1972

«Певец Крыма», «поэт акварели», «патриарх крымской акварели» - так называли Якова Александровича Басова (1914-2004) те, кто был знаком с его творчеством. В яркой, солнечной акварели Севастополь. Прогулка у моря показаны моряки, гуляющие в увольнении на Приморском бульваре. Кто-то встретился с девушкой, у кого-то заветное свидание впереди. Светлые поэтические образы молодых людей наполнены ощущением счастья. Привлекает яркая солнечная палитра мастера, «солнечного художника», как его называли почитатели творчества.  

Г. Я. Брусенцов. Ноябрьский Севастополь. 1973-1974

Севастопольский художник Геннадий Яковлевич Брусенцов (1927-2006) изобразил строгий, сдержанный, но характерный облик «города русских моряков». Так и слышишь гулкий чеканный шаг по промокшей от дождя булыжной мостовой.

В Севастополе находится уникальный памятник, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО - Херсонес.

Город был основан эллинами в 424-421 годах до н. э. Херсонес просуществовал две тысячи лет, и в ХV веке жизнь в нем замерла, но русским флотоводцам после присоединения Крыма к Российской империи удалось вдохнуть в него новую жизнь. 


Е. С. Зернова. Херсонесская базилика. 1946

Московский художник-монументалист Е. С. Зернова (1900-1995) написала коринфские колонны когда-то прекрасной греческой базилики на фоне такого узнаваемого севастопольского пейзажа с полоской моря и виднеющимся вдали берегом. Детство ее прошло в Севастополе, и этот город никогда не оставлял автора равнодушной. Она приезжает сюда сразу же после войны, но не пишет послевоенные развалины, не драматизирует увиденное, а дарит светлую, праздничную эмоцию, показывая облитые солнцем колонны Херсонеса, внушая веру в скорое возрождение города воинской славы.

Сегодня город живет своей насыщенной, интересной жизнью. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, Севастополь является городом федерального значения.

Президент России В. В. Путин 18 марта 2014 года сказал: «Для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение, так же, как храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм. Ведь именно здесь, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. И именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда… /…/ А Севастополь был и остается воинской святыней».

Елена Хмелева, научный сотрудник