вторник, 20 июля 2021 г.

Портрет как отражение эпохи. Часть 2

Тему женского костюма и моды в картинах из экспозиции Севастопольского художественного музея продолжает «Портрет жены негоцианта Киселева» кисти русского художника Василия Андреевича Тропинина.
В первой половине XIX века формы женской одежды стремительно меняются. Граница между элитарной модой и городской стирается, так как идет процесс демократизации в обществе и в материальной культуре соответственно. Теперь при первом взгляде на портрет, созданный ближе к середине века, сложно определить, представительница какого сословия на нем изображена – княгиня, светская дама или богатая горожанка?
В. А. Тропинин. Портрет жены негоцианта Киселева. 1841. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого

«Портрет жены негоцианта Киселева», написанный Василием Тропининым в 1841 году, демонстрирует эту особенность моды. Перед нами миловидная дама с миндалевидными глазами и характерной «тропининской» улыбкой. Ее волосы собраны в гладкую прическу, соответствующую идеальной внешности женщины того времени – «домашнего ангела». На Киселевой элегантное сдержанное платье из черного шелка с опущенной линией плеча и с кружевной вставкой в области декольте. Пышная юбка и лиф, завершенный  спереди длинным шнипом, визуально сужают талию. А короткие рукава с оборками позволяют предположить, что наряд предназначен для светского мероприятия или салона. Такой тип платья был весьма популярен у особ разного социального положения – отличия заключались в качестве тканей и деталях отделки. Подтверждение этому мы можем увидеть на «Портрете А. К. Воронцовой-Дашковой» кисти Карла Штейбена.

К. Л. Штейбен. Портрет А. К. Воронцовой-Дашковой. 1845. Государственный музей-заповедник «Павловск»

Александра Кирилловна одета в светлое платье с глубоким декольте, опущенной линией плеча, короткими рукавами и пышной юбкой. Дополняют образ гладкая прическа и лаконичные украшения.

У Киселевой украшений так же немного – серьги подобраны под цвет глаз, скромное золотое кольцо на указательном пальце. В руке, предположительно, складной лорнет, прикрепленный к декоративному ожерелью, которое, в свою очередь, приколото изящными булавками к корсажу платья. Умение пользоваться лорнетом при беседе высоко ценилось в светском обществе, частью которого в первой половине XIX века стали и так называемые купцы-буржуа. В гостях у Киселевых часто бывали деятели искусства, среди них был и Тропинин.

Но раньше купеческое сословие было обособленным и закрытым, в одежде придерживались национальных традиций. И позже, вопреки демократизации оставались семьи, которые продолжали сохранять прежний уклад в жизни и в своем облике. Это заметно в портретах купчих первой половины XIX века.

Неизвестный художник. Портрет купчихи Анны Филатовой. 1840-е. Государственный Эрмитаж

Тарханов И.В. Портрет купчихи. 1838. Государственный Эрмитаж

Облик же купчих-буржуа был близок светской моде первой половины XIX века, на которую огромное влияние оказывали европейские тенденции. Подтверждением эту служит как портрет кисти Тропинина из коллекции нашего музея, так и приведенные ниже портреты купчих из собрания Государственного Эрмитажа.

Неизвестный художник. Портрет купчихи. Середина XIX века. Государственный Эрмитаж

Неизвестный художник. Портрет купчихи. 1830-1840-е гг. Государственный Эрмитаж

В. Пенчева, искусствовед