Тему женского костюма и моды в картинах
из экспозиции Севастопольского художественного музея продолжает «Портрет жены
негоцианта Киселева» кисти русского художника Василия Андреевича Тропинина.
В первой половине XIX века формы женской одежды
стремительно меняются. Граница между элитарной модой и городской стирается, так
как идет процесс демократизации в обществе и в материальной культуре
соответственно. Теперь при первом взгляде на портрет, созданный ближе к
середине века, сложно определить, представительница какого сословия на нем
изображена – княгиня, светская дама или богатая горожанка?
В. А. Тропинин. Портрет жены негоцианта Киселева.
1841. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
«Портрет жены
негоцианта Киселева», написанный Василием Тропининым в 1841 году, демонстрирует
эту особенность моды. Перед нами миловидная дама с миндалевидными глазами и
характерной «тропининской» улыбкой. Ее волосы собраны в гладкую прическу,
соответствующую идеальной внешности женщины того времени – «домашнего ангела».
На Киселевой элегантное сдержанное платье из черного шелка с опущенной линией
плеча и с кружевной вставкой в области декольте. Пышная юбка и лиф,
завершенный спереди длинным шнипом,
визуально сужают талию. А короткие рукава с оборками позволяют предположить,
что наряд предназначен для светского мероприятия или салона. Такой тип платья
был весьма популярен у особ разного социального положения – отличия заключались
в качестве тканей и деталях отделки. Подтверждение этому мы можем увидеть на
«Портрете А. К. Воронцовой-Дашковой» кисти Карла Штейбена.
К. Л. Штейбен. Портрет
А. К. Воронцовой-Дашковой. 1845. Государственный музей-заповедник «Павловск»
Александра Кирилловна одета в светлое платье с
глубоким декольте, опущенной линией плеча, короткими рукавами и пышной юбкой.
Дополняют образ гладкая прическа и лаконичные украшения.
У Киселевой украшений так же немного – серьги
подобраны под цвет глаз, скромное золотое кольцо на указательном пальце. В
руке, предположительно, складной лорнет, прикрепленный к декоративному
ожерелью, которое, в свою очередь, приколото изящными булавками к корсажу
платья. Умение пользоваться лорнетом при беседе высоко ценилось в светском
обществе, частью которого в первой половине XIX века стали и так называемые
купцы-буржуа. В гостях у Киселевых часто бывали деятели искусства, среди них
был и Тропинин.
Но раньше купеческое сословие было обособленным и
закрытым, в одежде придерживались национальных традиций. И позже, вопреки
демократизации оставались семьи, которые продолжали сохранять прежний уклад в
жизни и в своем облике. Это заметно в портретах купчих первой половины XIX века.
Неизвестный художник. Портрет купчихи Анны Филатовой.
1840-е. Государственный Эрмитаж
Тарханов И.В. Портрет купчихи. 1838. Государственный Эрмитаж
Облик же купчих-буржуа был близок светской моде
первой половины XIX
века, на которую огромное влияние оказывали европейские тенденции.
Подтверждением эту служит как портрет кисти Тропинина из коллекции нашего
музея, так и приведенные ниже портреты купчих из собрания Государственного
Эрмитажа.
Неизвестный
художник. Портрет купчихи. Середина XIX века. Государственный Эрмитаж
Неизвестный
художник. Портрет купчихи. 1830-1840-е гг. Государственный Эрмитаж
В. Пенчева, искусствовед