суббота, 26 июня 2021 г.

Война и мир Юрия Волкова

В этом году исполняется сто лет со дня рождения Юрия Васильевича Волкова (1921 – 1991), крупнейшего крымского художника послевоенного времени, призванного стать в истории батальной живописи ХХ века одним из выдающихся мастеров жанра.

Ученик академика Н. С. Самокиша, Ю. В. Волков уже в 26 лет за серию выдающихся картин, посвященных Великой Отечественной войне, был принят в Союз художников СССР. Интересная личность, исследователь, новатор, к сожалению, он так и не был понят современниками. Так же, как знаменитого русского художника-баталиста XIX века В. В. Верещагина, впервые показавшего войну как общечеловеческую трагедию, Ю. В. Волкова критиковали за правду о войне, «натурализм», за «сочувствие к врагу» и многое другое. Его творчество было несправедливо почти забыто, но в последнее время возвращается из забвения и звучит с большей силой и значимостью.

Основная часть работ художника находится в Симферопольском художественном и Евпаторийском краеведческом музеях. В Севастопольском художественном музее имени М. П. Крошицкого хранятся две работы выдающегося мастера.

Ю. В. Волков. На Сталинградской дороге. 1947.  художественный музей им. М. П. Крошицкого. 112х216

Работа «На Сталинградской дороге» - одно из крупнейших эпических произведений художника о Великой Отечественной войне, которое еще раз представляет Ю. В. Волкова в своем роде «мастером картины». Он мыслит «картинно».

В февральские дни 1943 года на берегах Волги под Сталинградом была одержана тяжелейшая Победа, положившая начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой. С неимоверными усилиями, с огромными жертвами враг на Волге был остановлен! Чего стоила эта Победа, Ю. В. Волков показывает в своей работе как художник-фронтовик, непосредственно испытавший на себе все ужасы Великой Отечественной войны. Он демонстрирует Сталинградскую дорогу после сражения так реалистично, что можно ощутить, какой здесь был кромешный ад во время битвы! Кругом хаос: подбитые танки, накренившиеся столбы электропередач, сломанная телега с убитой лошадью, всклоченная от разрывов земля, черное от дыма небо!

В центре композиции картины изображены побежденные и победители. Остатки некогда самой могущественной армии в мире - жалкие, обмотанные какими-то тряпками и полотенцами, пленные немцы, почти потерявшие человеческое достоинство. Им, своим врагам, страдавшим от «крепких» русских морозов, советские солдаты разрешили отдохнуть и устроить привал у прифронтовой дороги. Какая радость на лицах наших бойцов! Выстояли, выдержали! Только армия народа, верившего в Победу, в добро и справедливость, смогла справиться с сильнейшим врагом! Художник показывает, как развязанная Гитлером война принесла людям смерть, страдания, разрушения, но не смогла убить в их душах человечность. Для официального искусства того времени эта идея произведения была не традиционна.

Друг и ученик Ю. В. Волкова (особенно в подвижническом отношении к искусству) Николай Яковлевич Дудченко вспоминал, что «у Мастера был «богатейший» личный опыт войны, прочувствованный, как говорят, «на собственной шкуре». Юрий Васильевич несколько раз находился «на волосок от смерти» в лагерях для военнопленных, только с третьей попытки смог сбежать из фашистского плена, чудом оставшись в живых. Он дважды был серьезно ранен, но продолжал воевать! За мужество художник был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», медалями за взятие Праги, Будапешта, Вены. «Тысячи километров военных дорог, десятки картин о войне, выполненных в фронтовых условиях». По признанию очевидцев, в них с поразительной точностью художник воспроизводил эпизоды величайшей трагедии человечества. Война вошла в сердце молодого художника навсегда!

Во всех своих произведениях художник придерживался «жизненной правды», достоверности, его предметная убедительность поражала многих. Однажды ветеран Великой Отечественной войны сказал у картины Волкова: «Все точно! Так было».

По словам известного крымского искусствоведа Р. Т. Подуфалого, у Юрия Волкова был «своеобразный культ натуры, верного рисунка. Волков в отношении к натуре, к ее изучению, постижению проявляет завидные качества: безграничную увлеченность, необыкновенное трудолюбие, упорство и настойчивость, целеустремленность». После окончания Великой Отечественной молодой художник Юрий Волков привез домой, в родную Евпаторию, столько фронтового реквизита, что маленькая кухня в перестроенной под мастерскую однокомнатной квартире стала напоминать трофейный склад. Чего там только не было: солдатские каски, обезвреженные гранаты, саперные лопатки, противогазы, несколько видов кобуры. Сохранилось письмо художника к матери, в котором он пишет: «Высылаю немецкую и румынские шинели. Они не очень целые. Мама, не выбрасывай их. Они ещё нужны будут для работы над картинами». И мы видим, как он использует их, в том числе и в картине «На Сталинградской дороге».

Пройдя через жестокие испытания военных лет, Ю. В. Волков, как многие художники его поколения, оставшиеся в живых, с трогательной нежностью и чуткостью относился к красоте в ее непритязательных проявлениях, радовался мирной жизни и был убежден, что нет ничего интереснее непосредственной реальности.

Он пишет не только батальные картины, создает и жанровые картины, пейзажи, росписи Свято-Никольского собора и Свято-Ильинского храма в Евпатории. У каждой из его основных работ есть свои достоинства, каждая привлекательна и самобытна по-своему. И постоянно Волков искал новое, неповторимое, оригинальное решение. Его творческий поиск можно проследить на примере картины «Горячая пора».

Ю. В. Волков. Горячая пора. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого. Не датирована. 59х80

Ю. В. Волков. Горячая пора. Симферопольский художественный музей. 1950. Х. м., 120х159,5

В СХМ имени М. П. Крошицкого хранится жанровая работа «Горячая пора», которая, возможно, была этапом на пути создания большого полотна (120х159,5), находящегося в экспозиции Симферопольского художественного музея под названием «Новоселы на уборке урожая».

В обеих картинах один и тот же сюжет: сельские труженицы весело убирают урожай с вернувшимися с войны солдатами. Картины наполнены счастьем, оптимизмом, ведь нет ничего лучше мирной жизни, мирного труда! Как будто слышатся смех и шутки молодых людей: кто справится лучше, быстрее! В жизнерадостных лицах девушек, стоящих на верху скирды, такой молодой задор, а в их движениях столько энергии, что, кажется, они нисколько не уступают бойцам, подбрасывающим им снизу снопы.

Молодой художник долго искал композиционное и колористическое решение произведения. Поэтому в симферопольской работе вместо девушки в белом платье он изобразил стоящего к нам вполоборота бойца в пилотке: он смотрит наверх, на смеющихся, но его сильные напряженные руки крепко держат вилы со снопом хлеба. Как замечательно мастер пишет фигуры героев, лепит с помощью света и тени мышцы тела и рук! Возможно, что здесь художник применяет свои знания по анатомии, которую изучал по учебнику, взятому у брата-хирурга. Известно, что мастер изготовил даже манекен, который использовал при написании многих картин.

Неутомимый экспериментатор, Ю. В. Волков в севастопольской картине благодаря движению черных туч, усиливающемуся ветру, изображает предгрозовое, тревожное состояние, а в симферопольской работе - наоборот: много света, яркое голубое небо, переливающиеся на солнце, золотые стога пшеницы с розовой дымкой в дали, он передает ощущение жаркого летнего дня. Художник виртуозно владеет цветом, прекрасно передает световоздушную среду.

У Ю. В. Волкова, помимо живописных были незаурядные графические работы, он с удовольствием создавал предметы декоративно-прикладного искусства, экспериментировал в керамике. Он постоянно совершенствовал свое мастерство, изучая свойства не только традиционных художественных материалов, но и пластические возможности глины, камня, песка, каолина. Художник увлеченно занимался теорией искусства, изучал композиционные приемы, свойства разных материалов и манеры письма других мастеров. Сохранились сотни листов, в которых отразились профессиональные исследования и находки. Творческое наследие выдающегося крымского художника Ю. В. Волкова многообразно и нуждается в глубоком изучении.

Огромную роль в сохранении наследия и имени талантливого художника сыграла его жена, художник и искусствовед Ольга Васильевна Волкова. В юбилей Юрия Васильевича коллектив СХМ имени М. П. Крошицкого выражает признательность Ольге Васильевне за ее преданность и подвижническую деятельность.

Л. Кашникова, 
научный сотрудник