вторник, 22 июня 2021 г.

Севастопольские художники – ветераны Великой Отечественной войны

Мы завершаем цикл публикаций о севастопольских художниках – ветеранах Великой Отечественной войны.

Троим из них особенно повезло. Они не просто обрели себя в профессии, но и получили хорошее художественное образование.

Рассказ об их творчестве был бы бесконечным, поэтому обратимся к образу города, ставшего для них малой родиной.

Сергей Исидорович Владимиров (1907-1981) – участник обороны и освобождения Севастополя. Будучи художником газеты «Красный Черноморец», часто работал на переднем крае в частях морской пехоты. За мужество и самоотверженность в числе прочих наград был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени и медали «За оборону Севастополя».

Таким увидел он город после освобождения…

С. И. Владимиров. Севастополь. Сентябрь. 1944. Бумага, карандаш 41,8х29,7

С. И. Владимиров родился в Кировоградской области. Перед войной успел закончить Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, по коридорам которого в свое время ходили И. Е. Репин и И. К. Айвазовский, А. И. Куинджи и В. А. Серов. С 1931-го  года судьба Владимирова будет связана с армией, а с 1941 года – с флотом. После освобождения Севастополя он становится художником Политотдела Дунайской флотилии, в 1946 году возвращается в Севастополь, два года руководит изостудией при Доме офицеров флота. В Крыму останется до последних дней. А в фондах Художественного музея навсегда сохранятся его фронтовые зарисовки.

Два друга – Константин Лонгинович Смирнов (19171998) и Зиновий Иванович Филиппов (19232012)  познакомились в аудиториях Государственной академии художеств Латвийской ССР в Риге, где учились на живописном отделении. У обоих за плечами была война, а до нее – дороги, переезды…

Судьба Константина Лонгиновича типична именно для советского человека. Родился он в Казахстане, до войны учился в Сухумском художественном училище, после войны – в Риге, с 1957-го года жил в Севастополе. Разносторонне одаренная личность, он был не только художником, но и педагогом, музыкантом. Им был создан оркестр народных инструментов при Севастопольском морском заводе, дирижером и художественным руководителем которого он был многие годы. Теперь оркестр носит его имя. Выбрав музыку, Константин Лонгинович не оставил и изобразительное искусство – делал зарисовки окрестностей Севастополя, Северной стороны, где тогда жил.

К. Л. Смирнов. Никольский собор. Братское кладбище. 1957. Картон, масло. 34,5х24,8

Еще один вклад этого человека, не зря отмеченного званием Заслуженного работника культуры Украины – создание творческого объединения талантливых людей «Рабочая палитра», также при Морском заводе, которое помогло определиться с выбором профессии таким известным художникам, как, например, И. Шипилин, В. Адеев, А. Шадура, В. Варицкий…

С Севастополем жизнь и творчество Заслуженного художника Украины и  Автономной Республики Крым Зиновия Ивановича Филиппова связаны прочно. В Балаклаве прошло его детство, хотя родился будущий художник в Орловской области, о Севастополе он мечтал под Москвой, защитником которой был. В 1956-м году вернувшись в наш город, он писал его много и самозабвенно. Какие-то темы и сюжеты мучили его годами. Одну из  самых известных своих работ он написал в 1974 году. Но шел к ней не одно десятилетие. 

З. И. Филиппов. Сапун-гора.  1974.  Холст, масло 100х115

В год приезда в город написан первый этюд.

З. И. Филиппов. Сапун-гора. 1956.  Картон, масло

Приметы войны, раны, оставленные ею на севастопольской земле, тревожили художника.

З. И. Филиппов. След войны.  Картон, масло.  71х92

Зиновий Иванович – один из немногих севастопольских ветеранов, в творчестве которых война заняла одно из главных мест.

Самое пронзительное обращение к этой теме – в картине «Военная весна».

З. И. Филиппов. Военная весна. 1980. Холст, масло. 100х120

Она достаточно скупа по колориту. Но это лишь подчеркивает глубину содержания.  Большие белые птицы светящимся клином пролетают над землей, им трепетно вторят белые косынки матерей, жен, сестер, подруг… Еще белые. Еще все живы. Но уже тревожно и маятно. И только яркий свет березовых стволов говорит о вечной победе жизни над смертью.

В Севастополе у Зиновия Ивановича были любимые места, которые он писал в разные сезоны, годами. Потому теперь эти этюды представляют не только художественную, но и историческую ценность.

Любим был им Красный спуск. С Исторического бульвара открывался прекрасный вид на бухту.

З. И. Филиппов. Севастополь. Южная сторона. Картон, масло. 35х48,5

Это, вероятно, самые ранние этюды.

З. И. Филиппов. Красный спуск. Севастополь. 1958.  Холст на картоне, масло.  48х58

В них город еще пустынный, купол здания Панорамы еще не восстановлен. И колорит этих этюдов суровый,  «рабочий». З. И. Филиппов. Севастополь. Южная бухта.  1960. Холст, масло

В 1960-е годы цветность нарастает. Автор подмечает и бирюзовость морской воды, и аккуратные домики на холмах, и яркую зелень – символ возрождающейся жизни.

З. И. Филиппов. Севастополь. 1962.  Холст, масло

Поиски нового – в стилизации формы, композиции, колорите – часто тоже проявляются в работе над этим мотивом. Как в работе 1962-го года.

З. И. Филиппов. Расцвел миндаль. 1982. Холст, масло

Кажется, художник «оставил за собой» уголки Исторического бульвара. Гуляя там, посмотрите, нет ли где худощавого пожилого человека с этюдником, в очках и берете. И поклонитесь ему. Как мы этой публикацией кланяемся всем тем, кто сохранил для нас наш прекрасный город, нашу страну.

Т. П. Сайгушкина, искусствовед