Семь лет назад Севастополь вернулся в родную гавань. Именно в гавань. Потому и особенно приветствовали его возвращение те художники, которым он был дорог как город-крепость, «город русских моряков».
Самого
старшего из художников, к сожалению, уже нет в живых.
Александр Петрович Шадрин (1942-2018) родился в Башкирии. В двадцать два года попал в Севастополь и «заболел» его раскаленными от солнца улочками, розами и сиренью, морем и скалами, графикой судов на рейде.
В бухте. 1975. Бумага, тушь, белила
Южная бухта. 1970.
Бумага, тушь, белила
Да и как
было не «заболеть», если художник участвовал в воссоздании полотна панорамы
«Оборона Севастополя 1854-1855 годов»? Советы баталистов студии им. М. Б. Грекова,
наблюдение за их работой много дали молодому художнику.
Александр Петрович создал ряд эскизов с
изображением митингов на площади Нахимова, где часами люди ждали беркутовцев, слушали
выступления соратников, плакали от радости по итогам голосования. Не все этюды
успели стать картинами. К сожалению, в собрании музея нет ни одной из этих
работ, но в мастерской художника сотрудники музея не раз ими восхищались.
Надеемся, когда-нибудь и жители нашего города смогут их увидеть и в нашей
экспозиции.
Игорь
Николаевич Шипилин (р. 1961) – представитель другого поколения. Он не только
активный сторонник крымской весны, но и сразу включился в возрождение
художественной жизни Севастополя и Крыма. Творческие встречи и пленэры с
художниками России, выставки возрожденного Творческого союза южнорусских
художников, обновление связей с Академией художеств России, так же как раньше
любимая его идея – фортификационные пленэры, все удавалось, все носило
счастливый, праздничный характер.
Казалось бы,
как остановиться, как ощутить тишину? Но художник, родившийся в этом городе,
проведший детство на легендарной Корабельной стороне и не менее легендарной 35-й
батарее, не ставшей еще тогда музеем, служивший на флоте, умеет особенно ценить
будничные моменты жизни города;
Весна. Аполлоновка. 2010. Холст, масло
и моменты
тишины. Тени формируют пространство, свет зовет в бесконечную даль. Но
останавливают маленькие уютные домики, почти врубелевская сирень, плетение
винограда…
Севастопольский мотив. 2005. Холст, масло
Анатолий
Дымант (р. 1985) – самый младший из тех, кто не просто приближал русскую весну,
а за нее сражался. Теперь каждый год в памятные февральские и мартовские дни он
встречается с однополчанами. А его работы после 2014-го года стали более
суровыми, аскетичными. Словно тогда, семь лет назад, он понял очень важные
вещи, стал выделять главное и в жизни, и в творчестве.
В нашем
собрании есть ранняя работа художника. Спортивный, много путешествующий, он
видел город чаще с моря или гор, чем с берега.
Серфы. 2007. Холст, масло
Холст
молодого художника динамичен и в цвете, и в композиции. Все еще впереди. Но
свой ветер в паруса он уже поймал.
Казалось бы,
как можно было предвидеть, предчувствовать возвращение города домой? Но есть
одна художница, которая словно никогда и не расставалась ни с Россией, ни с
российским Севастополем. И хотя она должна была уехать, подчинившись решению
семьи, - осталась самой севастопольской
художницей.
Е. В. Вильчукова
(р. 1979). Матросы на пл. Нахимова. 2008.
Холст, масло. 50х60
Картина
написана в 2008-м году, но мы видим российские флаги. И таким ощущением весны,
надежды, обновления веет от этих прозрачных красок, от всего светлого колорита
этой чудесной работы!
Море, флот,
моряки, чайки - вот любимые темы Елены. Даже обычная форменная пуговица в ее
изображении становится произведением искусства. А моряки Черноморского флота,
их служба, быт, песни, свидания стали фрагментами ее живописной сюиты,
куплетами песни о родном городе.
Е. В.
Вильчукова (р. 1979). Мой матрос. 2012.
Холст, масло. 90х80
Поздравляем
всех жителей города с 7-й годовщиной и желаем, чтобы это радостное чувство никогда
нас не оставляло.
А завершить наш обзор мы хотим работой Глеба Гутника, которая выставлялась в 2016 году на юбилейной выставке Севастопольской художественной школы.
Г. Гутник (р. 2001). Крымская весна. 2014. Гуашь. 42х60
С
праздником!