пятница, 8 января 2021 г.

Забытый пейзажист?


В истории искусства тема зимнего пейзажа привлекала внимание многих художников. Но особый интерес вызывают произведения русских мастеров рубежа XIX - XX веков: В. Д. Поленова, И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, И. Э. Грабаря и многих других. Среди этих выдающихся художников, к сожалению, забыто имя русского пейзажиста греческого происхождения Николая Петровича Химоны, чье творчество остается не до конца исследованным.

В каталогах музеев и галерей России и Греции, в публикациях, где упоминается имя Н. П. Химоны, много неясностей, начиная от моментов в биографии, без которых нельзя понять, что и почему пишет художник, до неточностей в атрибуции его произведений.

Маржуванов М. П. (1889 – 1962) Портрет Н. П. Химоны. 1920. Частное собрание. Греция

Николай Петрович Химона родился в Евпатории 25 (29) сентября 1864 (1865) года в семье греческого коммерсанта. Его отец, Петр Павлович Химона, с 1846 года служил унтер-офицером в Балаклавском греческом пехотном батальоне, во время первой обороны Севастополя 1854 – 1855 годов был награжден орденом Святого Георгия. После Крымской войны Петр Павлович женился на Фотинье Николаевне Василькиоти (родом из греческой деревни Карань, находившейся недалеко от Севастополя) и переехал в Евпаторию, где занимался коммерцией.

Николай Химона получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки. Живописное мастерство изучал в Санкт-Петербурге в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889), в Императорской академии художеств (ИАХ) в пейзажном классе у И. И. Шишкина, затем у А. И. Куинджи, с которым дружил все последующие годы.

Летом 1895 года А. И. Куинджи организовал за свой счет целой группе своих учеников, среди которых был и Н. П. Химона, поездку в Крым, а в 1898 году - более серьезную экскурсию по музеям и галереям Западной Европы. Личность, творчество, деятельность А. И. Куинджи сыграли огромную роль в формировании молодых художников.

Выдающийся живописец и педагог А. И. Куинджи обращался в своих полотнах к особым случаям в жизни природы. Она предстает перед глазами зрителя в прекрасные, исключительные минуты. Эта исключительность «обеспечивается» наличием эффектного мотива, чаще всего связанного с необычным освещением. Благодаря акцентированию различными изобразительными средствами, прежде всего, цветовыми эффектами и большими цветовыми пятнами, контрастами, скромный уголок природы раскрывался во всем своем великолепии.

А. И. Куинджи сочинял каждую свою картину в голове, как будто конструируя  ее, и, работая по памяти, создавал образ, усиливая его декоративным звучанием. Своим ученикам он советовал писать пейзажи не с этюдов, а "от себя". Отношение художника к изображаемому - основное в картине. Мастер утверждал, что безразличие автора отразится на произведении, и оно не увлечет, не тронет зрителя. Он во многом предрекал будущее развитие пейзажа смелостью живописного обобщения, способностью работать по воображению, не только видеть жизнь природы в ее реальном обычном бытии, но представлять себе ее внутренним взором в некоем идеальном качестве.

Неоромантическая школа А. И. Куинджи оказала огромное влияние на творчество Н. П. Химоны. Предметом его особого внимания в пейзаже становятся цветовые и световые рефлексы в зависимости от природных условий, времени года или времени суток, а впоследствии передача линейной, воздушной перспектив, изображение цветных теней. Картины получались на редкость живыми. Природа воспроизводилась в них во всей своей изменчивости,но в тоже время целостности, законченности и одухотворенности.

Николай Петрович Химона окончил обучение в ИАХ в 1897 году со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза».

С 1897 года он участвовал в выставках Общества русских акварелистов и в Весенних выставках в залах ИАХ. Его акварели приобретались вдовствующей императрицей Марией Федоровной и (президентом Академии художеств) Великим князем Владимиром Александровичем. В 1897 –1919 годах живописец преподавал в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств, где руководил декоративно-малярной мастерской, вел общерисовальный и этюдный классы, с 1900 года назначен инспектором школы. В 1909 году стал одним из учредителей Общества имени А. И. Куинджи. В 1916 году был удостоен звания академика.

В эмиграции с 1919 года Николай Петрович преподавал в Афинской Академии художеств. Работы мастера отмечены многочисленными наградами в России и за рубежом.

В творчестве талантливого художника очевидно своеобразное соединение декоративной и реалистической живописи, традиции и новаторства, работы в мастерской и на пленэре.

Большое живописное наследие Николая Петрович Химоны разбросано по всему миру. В России художник представлен в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Картинной галерее имени А. Н. Радищева в Саратове, в краеведческом музее г. Евпатории, в музеях г. Бердянска, Николаева, Барнаула. В Греции произведения художника находятся в Национальной Картинной галерее в Афинах, галерее на о. Родос, в г. Лариса, галерее Аверофф, в Национальном банке Греции, на Кипре в галерее «Левентис», г. Никосия. Большая часть работ находится в многочисленных частных коллекциях России, Америки и Европы.

В собрании Севастопольского художественного музея имени М. П. Крошицкого хранится значительная работа Н. П. Химоны «Финляндия. (Закат солнца)», приобретенная в 1902 году Музеем Александра III (ныне Государственный Русский музей) после Весенней выставки ИАХ.

Химона Н.П. Финляндия. (Закат солнца). 1901. СХМ

Возможно, Н. П. Химона был в 1901 году в Финляндии вместе со своими учениками на пленэре. Он пишет картину «Финляндия. (Закат солнца)», в которой создает поэтичный образ северной деревни, затерянной в далеком глухом уголке Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи.

Казалось бы, простой пейзаж: несколько обычных домиков на окраине леса, речка. Но автор, как будто, всматривается в красоту сельского, будничного зимнего вечера на закате солнца и восхищается его разнообразно звучащими красками, игрой резких контрастов света и тени. Н. П. Химона словно хочет показать прекрасный, уникальный мир в обычной, повседневной жизни.

Природа в картине представлена в преображенном облике, в упорядоченной гармонии всех ее форм за счет активных цветовых противопоставлений, точно найденного соотношения теплых и холодных цветов. Композиционным центром картины является выразительно изображенный на переднем плане желто-коричневый небольшой деревянный мостик с почти растаявшим снегом и кружевом цветных теней от перил. Он настолько убедителен и правдив, что хочется по нему пройти и полюбоваться вокруг него водой поразительно глубокого синего цвета. 

Обаяние, производимое картинностью пейзажа, восхищает, прежде всего, своим ярким красочным решением и игрой света и тени. Солнечный закат, оживляющий все вокруг, многоцветен от бело-розового на почти сплошном снежном покрове до огненно-оранжевого на стене дома, замыкающего глухой стеной, погруженной в тень деревни. Сопоставление натурального, доходящего до иллюзии объема, белого снежного покрова, темной воды в реке, освещенного в закате дома придает особую интенсивность солнечному свету, усиливает звучание красок. Вместе с тем они подчеркивают общую декоративность изображения, его романтический характер.

Художник срезает рамой ровные стволы деревьев, но показывает тени их голых верхушек, как будто, ползущих по снегу и поднимающихся на поверхность домов. Деревья акцентируют диагональ проселочной дороги со следами людей, которых в картине нет, но чувствуется их присутствие, что придает ощущение жизни и движения. Автор ненавязчиво втягивает взгляд зрителя в глубину картины, делая каждого участником прогулки в вечерней тишине на закате солнца.

Произведение «Финляндия. (Закат солнца)» Н. П. Химоны пронизано ощущением гармонии, любви, восхищением художника красотой природы.

Творчество Николая Петровича Химоны, талантливого пейзажиста и педагога, значимо для русской, а в дальнейшем и для греческой живописи. Необходимо вернуть его зрителям, подарить широкому кругу любителей живописи общение с его полотнами.

Л. Кашникова, научный сотрудник