среда, 20 мая 2020 г.

Художник Май

Мы продолжаем рассказывать о севастопольских художниках – ветеранах Великой Отечественной войны, произведения которых есть в собрании нашего музея.
20 мая - 95 лет Маю Филипповичу Чухланцеву. Художник особенный, со своей непередаваемой манерой и главными темами, прошедшими через все творчество, - Хлеб и Война.
В альбомах, журналах, на нашем сайте уже публиковались программные работы художника на военную тему – «Дот, заросший маками», «Мыс Гвардия». 
Но о войне Май Филиппович рассказал и в заветной «хлебной» серии. Это натюрморты, при всем своем реализме, имеющие символический характер.

Солдатский хлеб. 1969

Всмотритесь в эти холсты. «Солдатский хлеб» - это то, что долгие четыре года носили в солдатских вещмешках наши защитники: хлеб, лук, соль, нож, фляга. На теплом красном фоне, чтобы подчеркнуть живой свет, предметы сдвинуты к левому краю. Потому что справа, отдельно, гильза с пламенем. Она не только дает свет – возможность перекусить на привале или между боями, написать письмо домой. Это пламя – как маленький вечный огонь, как неугасимая память. Это взгляд очевидца из конца 1960-х. 

Один из элементов, хочется сказать, «персонажей», в другой работе выделен отдельно. В «Хлебе, разделенном пополам» аккуратно разрезанная буханка черного хлеба, как и поровну поделенные патроны,- символ солдатского братства, взаимовыручки, без которых не было бы Победы. 
Хлеб, разделенный пополам. 1974

Дань памяти тем, кто не вернулся, - натюрморт «Трудный хлеб». Здесь символична уже композиция. Предметы на столе не случайно сдвинуты в одну сторону. Они словно подчеркивают пустоту, образовавшуюся после гибели главы дома. Хлеб семей, оставшихся без отца, действительно был трудным. Это подчеркивают стулья и стульчики, расставленные вокруг стола. Пустота невосполнима, хотя, когда писался натюрморт, после войны прошло уже почти четверть века.

Трудный хлеб. 1969

Тремя картинами с минимумом изобразительных средств художник рассказал нам всю историю войны. Так, как знал ее он. И эта простая, до пронзительности правда говорит нашим сердцам больше, чем иное монументальное полотно. Потому что честно и искренно.

Т. П. Сайгушкина, искусствовед