суббота, 30 мая 2020 г.

Прекрасный и беззаботный мир детства!

1 июня – День защиты детей, светлый и радостный праздник! Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого радушно открывает свои виртуальные двери и показывает картины, главными героями которых являются дети. Их не так много, но они такие разные!
Жанр портрета, особенно детский портрет, один из наиболее сложных. Так трудно запечатлеть эти непоседливые создания, раскрыть их внутренний мир…! 

Один из самых ранних детских портретов в нашем музее - картина итальянского художника XVII века Томазо Салини «Пастушок, играющий с кошкой». Живописец Томаззо (Томмазо) Салини по прозвищу Мао – представитель раннего итальянского барокко, работавший в Риме. Он создавал произведения на пасторальные и религиозные сюжеты, натюрморты. Салини раскрывает свое исключительное мастерство в изображении животных. Так, на картине «Пастушок, играющий с кошкой» очень достоверно переданы кошка, играющая с мышкой, и собака, лежащая у ног мальчика, ну и, конечно, сам пастушок. Поэтому работу можно отнести и к портрету, и к жанровой живописи. Картина отличается занимательностью сюжета и большой реалистичностью Художник использует в своем произведении характерные черты барокко: контрастное освещение: лицо пастушка освящено ярким светом, динамичную композицию, аллегории. Многие живописцы XVII века обращаются к символам (аллегориям). В картине символы приобретают особое значение: зеленый плющ на голове пастушка символизирует стремление человека к вечной жизни, кошка (еще со времен средневековья) обозначает дьявола, мышь – душу, постоянно подвергающуюся опасностям, собака – верный страж пастушка, оберегающий его от опасностей. Возможно, это и является истинным содержанием произведения. 

Т. Салини (ок. 1575-1625). Пастушок, играющий с кошкой.

Внимание зрителя на постоянной экспозиции привлекает произведение известного итальянского живописца, представителя венецианской школы 1-ой половины XVIII века, Джана Баттисты Пьяцетты «Спящий мальчик». Художник изображает пухлого чумазого мальчугана, заснувшего у прилавка с фруктами. Ребенок дан крупным планом, подробно выписаны детали: лицо безмятежно спящего мальчика, его рука, положенная под щеку, фрукты в корзине. Картина отличается теплым красновато-коричневым колоритом, мягкостью светотеневой моделировки.

Дж.-Б. Пяцетта (1683-1754). Спящий мальчик

Детские образы занимают важное место в творчестве русских художников, особенно у знаменитого живописца Василия Андреевича Тропинина (1780-1857). Об этом «говорит» «Мальчик с книгой», находящийся в постоянной экспозиции музея. Это не заказной, официальный, а скромный, домашний портрет. Художник словно наблюдает со стороны за ребенком, который задумался над прочитанной книгой. Тропинин с любовью изображает нежное лицо ребенка, золотистые непокорные кудри, опрятную одежду мальчика с небрежно расстегнутым воротом рубашки. Может быть, на портрете изображен сын художника Арсений, который довольно часто позировал отцу. Золотисто-охристый колорит подчеркивает трепетное отношение живописца к своему герою.

В. А. Тропинин (1780-1857). Мальчик с книгой. 1830-1840-е

Еще одна из интереснейших работ – «Потрет девочки» прославленного русского мастера натюрморта И.Ф.Хруцкого (1810-1885). К жанру портрета художник обращался довольно редко. Общая демократизация искусства середины XIX века коснулась и Ивана Фомича Хруцкого - героями его произведений становятся люди из народа. Так, на музейном портрете он изображает крестьянскую девочку в белой рубашке. На ее лице испуг, довольно точно переданный благодаря резкому повороту головы, выражению лица, контрасту света и тени. Девочка дана крупным планом, изображение заключено в овал (необычное композиционное решение). Все это привлекает внимание к душевным переживаниям ребенка.

И. Ф. Хруцкий (1810-1885). Портрет девочки

Долгое время считалась, что картина принадлежит кисти неизвестного мастера круга А.Г.Венецианова. И только в конце 1980-х годов, благодаря московскому искусствоведу, реставратору Е.Ю.Ивановой была расчищена авторская подпись.

Не менее привлекателен «Портрет девочки» И.Н.Крамского. Лидер Товарищества передвижных художественных выставок, «маэстро» портретной живописи Крамской создает галерею портретов видных деятелей культуры и искусства второй половины XIX века. В данной работе живописец также пытается раскрыть внутренний мир своей юной героини. Изображая девочку в скромном платье на темном фоне, художник акцентирует внимание на ее лице. Скованная фигурка подростка, всего два ярких красных пятнышка – галстук и лента на шляпе… Она, как еще не раскрывшийся бутон, притягивает своей внутренней прелестью. У этой девочки была довольно необычная судьба. Варенька Лемох - дочь друга Крамского казначея Товарищества передвижников художника Карла Лемоха - впоследствии вышла замуж за моряка Владимира Менделеева, сына ученого Д.И.Менделеева. Картина экспонировалась на многих престижных выставках: XI-й ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок) (1883-1884); посмертной в Санкт-Петербурге (1887); к 100-летию со дня рождения в Москве (1937); а также - «Меценаты и коллекционеры» в Севастопольской художественном музее (1997-1998).
И. Н. Крамской (1837-1887). Портрет девочки (В. К. Лемох). 1882

На другом детском портрете кисти И.Н.Крамского запечатлён красивый голубоглазый мальчик в нарядном матросском костюме. Есть предположение, что на «Портрете мальчика» изображен один из сыновей художника - А.И.Крамской (дальнейшая идентификация героя еще предстоит исследователям). Продуманная поза и одежда героя, хорошо найденный пейзажный фон напоминают нам о популярном в XIX веке искусстве фотографии (И.Н.Крамской в юности работал ретушером у фотографа). Лишь небольшой атрибут – рогатка в руке у ребенка придает непосредственность сюжету.

Анатолий Иванович Крамской впоследствии стал математиком, он также являлся хранителем той части творческого наследия, которое осталось в семье художника, а также автором-составителем материалов к биографии отца. При содействии Анатолия в Воронежский областной музей изобразительных искусств поступила коллекция рисунков и живописных произведений мастера. В городе Острогожске, на родине Ивана Николаевича, сын принял активное участие в создании картинной галереи (ныне Историко-художественный музей им. И.Н.Крамского). 

И. Н. Крамской (1837-1887).  Портрет мальчика. 1883

Многие живописцы и в XX обращались к теме детства, материнства. Известный советский художник Татьяна Ниловна Яблонская в своей работе «Молодая мать» изображает женщину, несущую на руках завёрнутого в розовое одеяльце ребенка. Ее голубые глаза сияют от счастья, а щеки разрумянились от мороза. Манера живописи похожа на графическую. Фигура дана на белом фоне контуром черно-синих линий. Условность живописи также подчеркнута выбором всего нескольких цветов. Схематичность изображения, его декоративность, лаконизм изобразительных средств напоминает о народной лубочной картинке. Яркие цветные узоры в произведении усиливают настроение радости, счастья материнства.

Т. Н. Яблонская (1917-2005). Молодая мать. 1964.

Тихие и спокойные, шаловливые и непосредственные, задумчивые и серьезные, веселые и игривые герои произведений западноевропейских и русских художников - прекрасны, как и те мгновения, которые они переживают! Нужно хранить и беречь эти замечательные моменты, потому то они неповторимы!


Ю.Капранова, искусствовед