Жанр портрета, особенно детский портрет, один из наиболее сложных. Так трудно запечатлеть эти непоседливые создания, раскрыть их внутренний мир…!
Один из самых ранних детских портретов в нашем музее - картина итальянского художника XVII века Томазо Салини «Пастушок, играющий с кошкой». Живописец Томаззо (Томмазо) Салини по прозвищу Мао – представитель раннего итальянского барокко, работавший в Риме. Он создавал произведения на пасторальные и религиозные сюжеты, натюрморты. Салини раскрывает свое исключительное мастерство в изображении животных. Так, на картине «Пастушок, играющий с кошкой» очень достоверно переданы кошка, играющая с мышкой, и собака, лежащая у ног мальчика, ну и, конечно, сам пастушок. Поэтому работу можно отнести и к портрету, и к жанровой живописи. Картина отличается занимательностью сюжета и большой реалистичностью Художник использует в своем произведении характерные черты барокко: контрастное освещение: лицо пастушка освящено ярким светом, динамичную композицию, аллегории. Многие живописцы XVII века обращаются к символам (аллегориям). В картине символы приобретают особое значение: зеленый плющ на голове пастушка символизирует стремление человека к вечной жизни, кошка (еще со времен средневековья) обозначает дьявола, мышь – душу, постоянно подвергающуюся опасностям, собака – верный страж пастушка, оберегающий его от опасностей. Возможно, это и является истинным содержанием произведения.
Т. Салини (ок. 1575-1625). Пастушок, играющий с кошкой.
Внимание зрителя на постоянной экспозиции привлекает произведение известного итальянского живописца, представителя венецианской школы 1-ой половины XVIII века, Джана Баттисты Пьяцетты «Спящий мальчик». Художник изображает пухлого чумазого мальчугана, заснувшего у прилавка с фруктами. Ребенок дан крупным планом, подробно выписаны детали: лицо безмятежно спящего мальчика, его рука, положенная под щеку, фрукты в корзине. Картина отличается теплым красновато-коричневым колоритом, мягкостью светотеневой моделировки.
Дж.-Б. Пяцетта (1683-1754). Спящий мальчик
Детские образы занимают важное место в творчестве русских художников, особенно у знаменитого живописца Василия Андреевича Тропинина (1780-1857). Об этом «говорит» «Мальчик с книгой», находящийся в постоянной экспозиции музея. Это не заказной, официальный, а скромный, домашний портрет. Художник словно наблюдает со стороны за ребенком, который задумался над прочитанной книгой. Тропинин с любовью изображает нежное лицо ребенка, золотистые непокорные кудри, опрятную одежду мальчика с небрежно расстегнутым воротом рубашки. Может быть, на портрете изображен сын художника Арсений, который довольно часто позировал отцу. Золотисто-охристый колорит подчеркивает трепетное отношение живописца к своему герою.
В. А. Тропинин (1780-1857). Мальчик с книгой. 1830-1840-е
Еще одна из интереснейших работ – «Потрет девочки» прославленного русского мастера натюрморта И.Ф.Хруцкого (1810-1885). К жанру портрета художник обращался довольно редко. Общая демократизация искусства середины XIX века коснулась и Ивана Фомича Хруцкого - героями его произведений становятся люди из народа. Так, на музейном портрете он изображает крестьянскую девочку в белой рубашке. На ее лице испуг, довольно точно переданный благодаря резкому повороту головы, выражению лица, контрасту света и тени. Девочка дана крупным планом, изображение заключено в овал (необычное композиционное решение). Все это привлекает внимание к душевным переживаниям ребенка.
И. Ф. Хруцкий (1810-1885). Портрет девочки
Долгое время считалась, что картина принадлежит кисти неизвестного мастера круга А.Г.Венецианова. И только в конце 1980-х годов, благодаря московскому искусствоведу, реставратору Е.Ю.Ивановой была расчищена авторская подпись.
Не менее привлекателен «Портрет девочки» И.Н.Крамского. Лидер Товарищества передвижных художественных выставок, «маэстро» портретной живописи Крамской создает галерею портретов видных деятелей культуры и искусства второй половины XIX века. В данной работе живописец также пытается раскрыть внутренний мир своей юной героини. Изображая девочку в скромном платье на темном фоне, художник акцентирует внимание на ее лице. Скованная фигурка подростка, всего два ярких красных пятнышка – галстук и лента на шляпе… Она, как еще не раскрывшийся бутон, притягивает своей внутренней прелестью. У этой девочки была довольно необычная судьба. Варенька Лемох - дочь друга Крамского казначея Товарищества передвижников художника Карла Лемоха - впоследствии вышла замуж за моряка Владимира Менделеева, сына ученого Д.И.Менделеева. Картина экспонировалась на многих престижных выставках: XI-й ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок) (1883-1884); посмертной в Санкт-Петербурге (1887); к 100-летию со дня рождения в Москве (1937); а также - «Меценаты и коллекционеры» в Севастопольской художественном музее (1997-1998).
И. Н. Крамской (1837-1887). Портрет девочки (В. К. Лемох). 1882
На другом детском портрете кисти И.Н.Крамского запечатлён красивый голубоглазый мальчик в нарядном матросском костюме. Есть предположение, что на «Портрете мальчика» изображен один из сыновей художника - А.И.Крамской (дальнейшая идентификация героя еще предстоит исследователям). Продуманная поза и одежда героя, хорошо найденный пейзажный фон напоминают нам о популярном в XIX веке искусстве фотографии (И.Н.Крамской в юности работал ретушером у фотографа). Лишь небольшой атрибут – рогатка в руке у ребенка придает непосредственность сюжету.
Анатолий Иванович Крамской впоследствии стал математиком, он также являлся хранителем той части творческого наследия, которое осталось в семье художника, а также автором-составителем материалов к биографии отца. При содействии Анатолия в Воронежский областной музей изобразительных искусств поступила коллекция рисунков и живописных произведений мастера. В городе Острогожске, на родине Ивана Николаевича, сын принял активное участие в создании картинной галереи (ныне Историко-художественный музей им. И.Н.Крамского).
И. Н. Крамской (1837-1887). Портрет мальчика. 1883
Многие живописцы и в XX обращались к теме детства, материнства. Известный советский художник Татьяна Ниловна Яблонская в своей работе «Молодая мать» изображает женщину, несущую на руках завёрнутого в розовое одеяльце ребенка. Ее голубые глаза сияют от счастья, а щеки разрумянились от мороза. Манера живописи похожа на графическую. Фигура дана на белом фоне контуром черно-синих линий. Условность живописи также подчеркнута выбором всего нескольких цветов. Схематичность изображения, его декоративность, лаконизм изобразительных средств напоминает о народной лубочной картинке. Яркие цветные узоры в произведении усиливают настроение радости, счастья материнства.
Т. Н. Яблонская (1917-2005). Молодая мать. 1964.
Тихие и спокойные, шаловливые и непосредственные, задумчивые и серьезные, веселые и игривые герои произведений западноевропейских и русских художников - прекрасны, как и те мгновения, которые они переживают! Нужно хранить и беречь эти замечательные моменты, потому то они неповторимы!
Ю.Капранова, искусствовед