пятница, 3 ноября 2017 г.

«Спасенные шедевры»


На выставке представлены русская и западноевропейская живопись XVII - XIX веков , коллекция фарфора и скульптуры из фондов музея. Эти произведения удалось спасти и бережно сохранить во время революции 1917 года, а также во время Великой Отечественной войны. Сейчас они являются жемчужиной музейной коллекции.

Судьбы картин, как и судьбы людей складываются по-разному: порой счастливо, а порой драматично… Произведения Л. Джордано, Д.Б. Кьяри, С. Розы (?), Д. Тенирса Младшего, Ф. Ваувермана, К. Лефевра, Ж. Куртуа…, а также В.А. Тропинина, А.К. Беггрова, И.И. Шишкина, В.Е. и К.Е. Маковских, И.И. Левитана, И.И. Ендогурова и других итальянских, нидерландских, русских и французских мастеров XVI-XIX веков, представленные на выставке «Спасенные шедевры», имеют свои уникальные «биографии». Первоначально многие из них украшали известные аристократические салоны и купеческие особняки Москвы и Петербурга: Д.В. Высоцкого, И.А. Морозова, П.М. Третьякова, И.С.Исаджанова, А.А. Коровина, М.П. Гренстранда и др., а также крымские усадьбы княгини Н.А. Барятинской, военного историка А.Н. Витмера, знаменитого винодела князя Л.С. Голицына… и летней царской резиденции Ливадийского дворца, для украшения которого по специальному указу императора произведения западноевропейского искусства были переданы из Эрмитажа, а полотна русских художников приобретались коронованными особами на академических и передвижных выставках. После Октябрьской революции, на сломе исторических эпох, они были национализированы молодым советским государством для создания музеев, «доступных для широких народных масс» – популярнейшей идее того времени.

Особенно сложно национализация произведений искусства происходила в Крыму в разгар гражданской войны, когда власть попеременно переходила то к «белым», то к «красным». И все-таки, многие поместья и частные коллекции удалось сохранить от разорения и даже уничтожения благодаря энтузиазму, а также преданности стране и искусству, умных, талантливых музейщиков, художников и знатоков искусства, таких как Я.А. Тугенхольд, А.Г. Коренев, А.И.Полканов…Спасенные ими произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства знаменитых мастеров разных эпох были объединены с коллекцией русского искусства, переданной из Москвы и Ленинграда и созданной специально для Севастополя. В комиссию Государственного музейного фонда, комплектовавшую провинциальные музеи, входили выдающиеся советские искусствоведы А.М. Эфрос и Н.Г.Машковцев... Именно эти работы стали ценнейшей основой собрания Севастопольской картинной галереи, открытой 6 ноября 1927 года к 10-й годовщине революции. 

Некоторые произведения, экспонирующиеся на выставке, благодаря эрудиции и исследовательскому таланту А.Г. Коренева уже в 1930-е обрели «авторство», были уточнены даты их создания и принадлежность к определенным художественным школам. В 1939 году директором галереи стал потомственный севастополец, художник и музейщик Михаил Павлович Крошицкий. 

В годы Великой Отечественной войны М.П. Крошицким была спасена почти вся коллекция - более 1 300 экспонатов!!! - живопись, графика, малая пластика (бронза, фарфор, фаянс…), наиболее ценная часть научной библиотеки. В декабре 1941 года на свой страх и риск без документов, без знания конечного пункта, без материальных средств, не успев забрать семью, он вывез ценнейшие произведения из осажденного Севастополя. За 13 месяцев был проделан путь в 11 тыс. км через Кавказ, Среднюю Азию до Томска, включая 43 перегрузки вручную (более 100 ящиков). 

В 1945 году севастопольское собрание было возвращено в Крым, но … в Симферопольский художественный музей, так как в Севастополе здание музея было полностью разрушено, а симферопольскую коллекцию почти всю уничтожила, затопила немецкая авиация в Керченском проливе во время эвакуации.

11 лет М.П. Крошицкий был директором объединенной Севастопольской и Симферопольской картинной галереи. И только в 1956 году после длительной борьбы Крошицкого и всей интеллигенции города с областными властями произошло долгожданное возвращение музейной коллекции в Севастополь. Поэтому первая статья о героическом спасении музейных шедевров, написанная М.И. Белкиной и опубликованная в 1959 году в журнале «Огонек», называлась «Галерея принадлежит Севастополю»! А уже в 1991 по инициативе благодарных севастопольцев музею было присвоено имя М.П. Крошицкого.

На выставке представлено около 100 произведений. Все они имеют самостоятельную эстетическую ценность, рассказывают об искусстве разных стран и эпох, и, вместе с тем, достойно дополняют небольшую, но довольно цельную и качественную по своим художественным достоинствам постоянную экспозицию музея; помогают вспомнить важные, порой драматические события, связанные с историей создания, а затем героического спасения музейного собрания. Многим работам «экспозиционная жизнь» была продлена благодаря профессионализму и «добрым рукам» музейных реставраторов – Т.В. Рыжовой и О.В. Гертман, специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, Реставрационных мастерских в Киеве, а также преданности музейному делу хранителей и научных сотрудников музея. Данная выставка – своеобразный поклон севастопольцев коллекционерам, художникам, реставраторам, краеведам и, конечно, музейщикам, которые в течение 90 лет жизни музея бережно хранили все эти ценности для будущих поколений.
Л. Смирнова, искусствовед





















СМИ о выставке:
ИКС: В Севастопольском художественном музее покажут «Спасенные шедевры»
ИКС: В Севастопольском музее им. М.П. Крошицкого к юбилею готовят уникальную выставку
Культура.РФ: Выставка «Спасенные шедевры»
ИКС: Выставка шедевров открылась в Севастопольском художественном музее
ИКС: В Севастопольском музее им. Крошицкого открылась эксклюзивная выставка
НТС: Выставка «Спасённые шедевры» открылась в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого