понедельник, 19 июня 2017 г.

«Крымские берега»


Вспомнить ярчайшие страницы культуры эпохи Серебряного века позволяет выставка акварелей, автолитографий, рисунков истинно крымских художников К.Ф.Богаевского и М.А.Волошина. Этих совершенно разных людей объединяла страстная любовь к Восточному Крыму, к древней загадочной стране – Киммерии. Именно ей было посвящено все поэтическое и изобразительное творчество этих мастеров. М.А.Волошин мечтал об организации их совместной выставки, однако, его проект не был осуществлен. Данная выставка – воплощенная в жизнь мечта поэта.

В гранитах скал – надломленные крылья. 
Под бременем холмов – изогнутый хребет. 
Земли отверженной – застывшие усилья. 
Уста Праматери, которым слова нет! 
М.Волошин 


В рамках выставки можно посетить квест «Путевой альбом по Восточному Крыму».


В Севастопольском художественном музее им. М.П.Крошицкого открылась юбилейная выставка «Крымские берега» двух, пожалуй, самых крымских художников К.Ф.Богаевского и М.А.Волошина. Выставка камерная - ведь в экспозиции представлено всего лишь 35 графических произведений из собраний музея и частной галереи «Новый бульвар»: акварели, литографии, рисунки углем и сангиной, созданные в первое десятилетие и 30-е годы XX века. Она, несомненно, привлечет внимание ценителей искусства и неискушенного зрителя сложным образным миром и высочайшим «техническим» мастерством работ этих замечательных мастеров. Эти графические листы позволяют каждому из нас в нынешнее суетное время обратиться к философским и историческим проблемам, помогают, отойдя от обыденности и внешних банальных красот, задуматься о вечности и ценности мгновения, о прошлом древней крымской земли и… о самих себе. 

Имя К.Ф.Богаевского (1872-1943), имевшего в начале века всеобщее признание (его работы экспонировались на выставках известнейших творческих объединений Петербурга и Москвы, а также знаменитых мюнхенских сецессионах и на «Осенних салонах» в Париже), сейчас вернулось к зрителю. Вся творческая жизнь художника, даже после окончания обучения в классе А.И.Куинджи в Петербургской Академии художеств, была связана с Феодосией.

А имя М.А.Волошина (1877-1932) – известного поэта, художника, высокообразованного критика искусства, с огромным интересом следившего за движением европейской и русской эстетической мысли, постоянно находилось и находится в центре художественной и литературной жизни России.

Родился Волошин в Киеве, детство прошло в Феодосии, учился в московском и берлинском университетах и в студии художницы Е.С.Кругликовой в Париже. Он много путешествовал по миру. А в 1903 году, построив дом в Коктебеле, названный впоследствии «Дом поэта», поселился в Крыму навсегда. По словам писателя Андрея Белого, «Коктебель стал одним из культурных центров не только России, но и Европы». Будучи сам натурой многогранно одаренной, Волошин группировал вокруг себя не только писателей, но и художников, ученых, музыкантов. Трудно перечислить всех, побывавших в доме поэта. «Коктебельцами» в разные периоды стали А.П.Чехов и А.Н.Толстой, М.Горький и М.Пришвин, В.Вересаев и К.Тренев, А.Грин и М.Булгаков, А.Белый и М.Цветаева, А.Остроумова-Лебедева и К.Петров-Водкин… Но одним из самых верных «коктебельцев» стал К.Ф.Богаевский.

Что же сближало этих столь разных даже внешне людей? Волошин с неиссякаемым жизнелюбием напоминал большого, доброго ребенка, но было в нем «что-то от шарлатана и от магнетизера». И наоборот, невысокого роста, стройный, изысканно одетый, любящий движение Богаевский чаще был замкнут, молчалив. Его художественная требовательность к себе была неумолима, очень часто Волошин буквально спасал работы, обреченные самим художником на уничтожение.

Друзья часами бродили по заросшим полынью и чабрецом плоскогорьям, поднимались на зубцы Карадага, рисовали одни и те же пейзажи, читали античных поэтов - Еврипида, Гомера… - говорили об искусстве… Современники отмечали, что их отношения были «трогательно дружественны. Какая-то взаимная нежность в их обращении друг с другом сочетались с таким же глубоким уважением… Каждый считал другого своим учителем».

Объединяла двух художников страстная любовь к Восточному Крыму, к древней загадочной стране – Киммерии. «И Богаевский, и я – мы органически связаны с этой землей», - отмечал Волошин. «…Коктебель – моя святая земля, потому что нигде я не видел, чтобы лицо земли было так полно и значительно выражено, как в Коктебеле», - писал Богаевский Волошину. «Лицо земли» сопрягалось для них с историей этой земли, со следами, которые оставило на ней время. Им удалось рассказать судьбу Восточного Крыма, где каждая новая культура – киммерийская, скифская, эллинская, римская, византийская, татарская, русская – вырастала на месте разрушенной, почти ничего не зная о предыдущих, сохраняла «духовную» память о них.

Богаевский иллюстрировал первый сборник Волошина «Стихотворения. 1900-1910», а Волошин в журналах «Золотое руно», «Аполлон», «Русская мысль» активно пропагандировал творчество Богаевского.

М.А.Волошин называл К.Ф.Богаевского создателем исторического архаического пейзажа, а иногда – героического и романтического. Вероятно, сама природа Крыма – геологическое ее строение, пустынные каменистые земли, солончаковые степи, однообразные угрюмые скалы со скудной растительностью, холмы Коктебеля, а также море, развалины скифских, греческих, генуэзских колоний – подсказали «его» тему и помогли найти должную изобразительную форму – монументальную (даже для акварелей), величавую, порой спокойную и внешне статичную, но преисполненную внутреннего скрытого пафоса и даже драматизма. Спокойствие, которым веет от акварелей и некоторых литографий, «зиждется на вере в прочность земного бытия – в незыблемость круговорота солнца, неизбывность жизненных сил, таящихся в росте трав, кустов, деревьев».

Богаевский много работал на натуре, хотя большинство акварелей писал все же по памяти, а то и по воображению. Как старые мастера, прописывал водяными красками весь верхний слой бумаги, что придавало большую глубину и звучность тону. В некоторых произведениях промывал губкой зернистый торшон, что позволило добиться сложных цветовых эффектов. Рисунок во всех его работах точен, композиция конструктивна, цветовые массы уравновешены. Певучесть, плавность линий, прозрачность красок, тонкие цветовые переходы, размывки, - все это ложилось на хорошо продуманную композицию. Акварели К.Богаевского высоко ценили В.Серов, К.Сомов, И.Грабарь…

Волошин на вопрос, в чем он чувствует себя сильнее – в поэзии или изобразительном искусстве, отвечал: «Конечно, в поэзии!». Но и художником он был настоящим – тонким, изящным, не обыденным. Акварели Волошина, как и его стихи, пронизаны чувством времени. В них «земля рассказывает» об эпохах исторических и легендарных, а небо «живет и дышит часами и минутами». Создавая «чувство живого простора», пронизанного светом, художник заставляет время на мгновение остановиться, замедлить свой бег, а нам дает возможность пристально вглядеться в настоящее. Волошин выработал для себя целый ряд приемов, ставших в его работах акварелью почти постоянными. Он заимствовал экономность изобразительных средств и стремление к философскому проникновению в суть явлений у классической японской гравюры. Под каждым пейзажем подписывал несколько стихотворных строк – стихи замыкали ассоциативные и образные связи, каждый пейзаж выражал какое-то движение души, чувство. Волошину было близко учение японских синтоистов, признание равноценной красоты всего, что существует в природе.

«Мало кто знает, - замечал Александр Бенуа, - сколько времени он посвящал живописи, и что эти его работы имеют настоящее художественное значение. Кое-что тут навеяно Богаевским, кое-что является отзвуком искусства Пуссена и Тернера, но при всем том эти живописные работы Волошина очень самобытны». Богаевский восхищался тонкостью художественного чувства и образного видения Волошина, поэтической точностью его акварелей.

В 1923 году по предложению Государственного издательства К.Ф.Богаевским был создан великолепный альбом автолитографий, включающий 20 исторических пейзажей Крыма. Его по праву считают одним из лучших графических изданий 1920-х годов. Половина тиража была отправлена издательством за границу, а каждый отдельный лист сразу же стал антикварной редкостью. На первый взгляд кажется, что литография - особая область творчества Богаевского. В действительности она неотделима от других видов его деятельности благодаря стилистическому единству и пронизывающей все его искусство теме мироздания. 

Максимилиан Александрович мечтал об организации их совместной выставки, проведение которой планировалось на весну 1927 года. Этот проект не был осуществлен. Данная выставка в музее (хотя бы частично и через 90 лет!) – воплощенная в жизнь мечта поэта.

Л.Смирнова, искусствовед






















СМИ о выставке:
ForPost: Куда пойти в Севастополе 19 июня: любовь с риском для жизни и посвящение Киммерии
Культурный Севастополь: Выставка «Крымские берега» в музее Крошицкого
НТС: В Севастопольском художественном музее им. Крошицкого открылась выставка «Крымские берега»