пятница, 5 мая 2017 г.

«Живая память»


Выставка «Живая память» из фондов Севастопольского художественного музея – это дань памяти тем, кто в тяжёлых испытаниях отстоял свободу, честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Обращаясь сегодня к тем незабвенным дням, мы испытываем чувство гордости за своих отцов, дедов и прадедов, чей героизм и величие духа навсегда останутся в памяти людей.

В экспозиции выставки представлено более тридцати произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Среди участников выставки художники-ветераны, для которых война – часть биографии: М.Ф.Чухланцев, М.П.Крошицкий, А.С.Смерчинский, Н.Ф.Бортников, З.И.Филиппов, П.М.Коломойцев, П.П.Мирошниченко, П.К.Столяренко…

Рядом с их работами экспонируются произведения мастеров послевоенного поколения. Их детские воспоминания и впечатления переплелись с рассказами родных, близких, участников войны и заставили по-своему посмотреть и осмыслить подвиги людей на фронте и в глубоком тылу. Среди них работы киевских художников: В.А.Мягкова, С.Н.Базилева, Г.А.Небожатко; севастопольских и крымских живописцев и скульпторов: А.И.Сухоруких, Н.В.Василенко, С.А.Чижа, Г.А.Арефьева, Т.П.Шаповаловой… 

Вспомнить первые дни войны помогает нам портрет, выполненый в 1942 году классиком советского искусства А.И.Лактионовым «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года». С чувством пронзительной боли за страдания народа становились художники в ряды бойцов. Они верили в победу. И брали ли они в руки автомат или кисть, становились ли у мольберта или у орудия на переднем крае, они выступали как граждане и патриоты своего Отечества. 

С первых дней войны находился на действующем Черноморском флоте московский художник К.Г.Дорохов. Как бы не были сложны условия, всеми силами он старался запечатлеть облик героев, бьющих врага, кораблей, несущих бессмертную вахту, отдельные эпизоды боевых будней Черноморского флота. В наше время его работы приобрели особую ценность. Они документальны, содержательны и поэтому глубоко человечны. 

Важное место на выставке занимают портретные образы известных и любимых народом героев Великой Отечественной войны. Художники Г.А.Небожатко, М.П.Крошицкий, Н.В.Бортников, С.А.Чиж, Л.С.Смерченский сумели создать яркие, индивидуальные характеры людей, которых объединяет сознание собственного достоинства, мужественная решимость, благородство, терпение и готовность к подвигу, присущие советскому человеку того времени. 

В годы войны героическое и трагическое слилось воедино. Горе, трагедия гибели героя, письма-похоронки и слёзы матерей – всё это читается в монументальном полотне А.И.Сухоруких «У могилы солдата. 9 мая». Впечатление «скорбной паузы» производит картина «Ушёл воевать» 

С.Н.Базилева. Пустота холста в сочетании с неуютной комнатой, приглушённый колорит, уходящая фигура художника, который больше не поднимет отложенную кисть… Это реквием по преподавателям и студентам Киевского государственного художественного института, не вернувшимся с войны. 

О тех, кто остался навечно в отгремевшей войне, напоминает полуразрушенный дот, покрывающийся каждой весной пламенеющими маками (М.Ф.Чухланцев «Дот, зарастающий маками»). Прибегая к выразительности метафоры, живописец наводит на размышления о войне и мире, о подвиге и бессмертии, о нас и о тех, кто уже никогда не вернётся. 

Сдержан и строг художественный язык картины П.М.Коломойцева «На севастопольской земле». Художник не просто показывает военные атрибуты, а делает их приметами сурового времени. Это своеобразный эпилог высокой трагедии, но эпилог, имеющий продолжение в нашей благородной памяти. 

Отдельная страница военной истории – размышления о женской судьбе. В триптихе замечательного крымского живописца П.К.Столяренко звучит взволнованный рассказ о трудной женской доле, тяготах военного лихолетия, о расставаниях и надежде на встречу. И неслучайно, Победа предстаёт перед нами в женском облике богини Ники. Ведь именно она явилась одним из первых, дошедших до нас памятников воинской славы. Автор сумел вдохнуть в безжизненный мрамор такую силу движения, что фигура Ники кажется стремительно летящей на крыльях победы, одержанной во имя справедливой цели. 

Тема Победы неисчерпаема. Радость, праздничный салют, жизнеутверждающий настрой картины Н.В.Василенко «Праздничный Севастополь» подхватывают стремительно рвущиеся вверх «Фанфары Победы» Т.П.Шаповаловой. 

Однако, огромная цена Победы – это миллионы жизней, отданные за то, чтобы увидеть водружённое над разрушенным Рейхстагом пламенеющее Знамя (В.А.Мягков «Знамя Победы»). 

И всё-таки, тема Памяти остаётся в полотнах художников разных поколений. Работы З.И.Филиппова и Г.А.Арефьева – это картины-размышления о непростой судьбе героев войны в наши дни. Бывший фронтовик, П.П.Мирошниченко в своих работах никогда не обращался к трагическим событиям. Своими картинами он утверждает неизменную красоту нашего мирного, солнечного города, как бы противоборствуя хаосу разрушения и жестокости войны. 

Настоящая выставка ещё раз убеждает зрителя в том, что чем дальше уходит в прошлое война, тем настойчивее выступает в сознании народа сила Памяти. Она идёт по дорогам жизни, воспитывает, учит сохранять мир.

В.Р. Давыдова, искусствовед