понедельник, 6 марта 2017 г.

«Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской»


На выставке представлено около 50 живописных и графических произведений украинской художницы Татьяны Ниловны Яблонской из фондов музея и частных собраний. Небольшая экспозиция не позволяет в полной мере проследить эволюцию творчества мастера, но некоторые этапные произведения, благодаря «высокому художественному качеству», точности найденного образа, погружают зрителя в атмосферу послевоенного времени, знакомят с новыми тенденциями в живописи 2-ой половины XX века.

Я никогда не была первой, но, действительно, умела
чувствовать то, что намечается в искусстве, куда все идет…
Татьяна Яблонская

В истории советского изобразительного искусства довольно редко встречались личности, в творчестве которых отразилась бы целая эпоха. Выдающейся украинской художнице Татьяне Ниловне Яблонской (1917-2005) удалось в своих работах выразить идеалы сороковых, пятидесятых, шестидесятых, семидесятых… годов, и вместе с тем, остаться интересной современному зрителю.

Трижды лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, обладательница почетных званий и многочисленных наград Т.Н.Яблонская, еще в молодости получив признание за картину «Хлеб» (1949), могла бы и в дальнейшем варьировать найденные образы и использовать в своем творчестве наработанные технические приемы. Однако даже будучи именитой художницей, она всегда была среди тех, кто искал и находил новые пути в искусстве. Ее поразительную способность резко менять манеру письма, одновременно увлекаться различными техниками, жанрами и видами искусства советские искусствоведы называли «феноменом Яблонской». Но, несмотря на очевидный успех, ей довольно часто приходилось темпераментно отстаивать, доказывать правоту своего образного видения, то тщательно исследуя натуру, то обращаясь к яркости, лаконичности народного искусства или к поэтической метафоре… Одни работы сразу же высоко оценивала критика и коллеги, другие – снимали с выставки «за увлечение формализмом» и только позже их стали считать «советской классикой».

На выставке «Любовь, добро и красота Татьяны Яблонской» представлены произведения из фондов музея, собраний семьи художника С.Б.Отрощенко (первого мужа Татьяны Ниловны) и ялтинского коллекционера Ю.С.Малюты. Небольшая экспозиция не позволяет в полной мере проследить эволюцию творчества Т.Н.Яблонской, но некоторые этапные произведения, благодаря «высокому художественному качеству», точности найденного образа, погружают зрителя в атмосферу послевоенного времени, знакомят с новыми тенденциями в живописи 2-ой половины XX века.

Уникальна возможность увидеть ранние этюды художницы конца 1930-х – середины 1940-х годов. Она создавала их в период обучения и преподавания в Художественном институте, во время Великой Отечественной войны работая в эвакуации в колхозе под Саратовом, по возвращении в разрушенном немцами Киеве. В этих этюдах точно передается чувство времени, продемонстрировано умение писать на натуре, исследовать характер человека, уверенно лепить объем и добросовестно прорабатывать форму, отказываясь от мелких деталей. 

Бесхитростный сюжет, но главное - пленэрная свежесть живописи, увлеченность импрессионизмом наполняют «светлым лиризмом» картину «Скоро лето» (1961). Важную роль в творческом развитии мастера сыграли поездки в конце 1950-х – начале 60-х в Армению, в Полесье и Закарпатье. Они помогли ей тонко прочувствовать яркие национальные мотивы, уловить этнографическую самобытность этих областей (этюды 1954 года - «Армянская колхозница», «Ереванская улочка», «Молодой курд», «В армянском селе» и картина «У тандыра» (1960). 

В начале 1960-х художница увлеклась фольклором, праздничной декоративностью, мажорностью, искренностью и непосредственностью народного искусства, которые были всегда близки ее собственному темпераменту и мироощущению и резко изменила свой почерк. В ее большом и цельном цикле полотен этого времени нет откровенного копирования лубочных картинок. В произведениях 1964 года «Молодая мать», «Девушка», «Голова девушки» свободны и органичны не только стилизованная манера народных мастеров, линеарность и выразительность контура, но и образное решение.

По словам Яблонской «прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем и будущем». Ее раздумья об истории страны, о незаживающих до сих пор со времен Великой Отечественной войны «ранах земли», о предназначении художника и его ответственности перед зрителем отражены в картине «Озерцо» (1970) - более позднем варианте известной работы «Юность». Художница писала, что «есть что-то магическое в этом зеленом цвете, который каждый год, как растает снег, возникает из сырой помертвелой земли». Именно поэтому она, отказываясь от натуралистичности, столь смело, почти без смягчения и переходов, но с небольшой тональной растяжкой, использовала его в данном произведении. 

Однако в более поздние годы ее палитра высветлилась, переходы цвета стали более нюансированными, атмосфера наполнялась воздухом, который, как и в пейзаже «Огороды» (1984), создавался пульсирующим мазком, приобретая естественную простоту.

Увидев в юности падающую звезду Т.Н.Яблонская всегда говорила: «Хочу быть хорошим художником». Других желаний не загадывала, а это - в полной мере сбылось! 

Л. Смирнова, искусствовед





















СМИ о выставке:
ForPost: Куда пойти в Севастополе 7 марта: Основной инстинкт и главное украшение мужчины
НТС: Выставка Татьяны Яблонской открылась в Севастопольском художественном музееForPost: Путеводитель по советской эпохе: в Севастополе открылась выставка Татьяны Яблонской