среда, 28 декабря 2016 г.

«Новогодние фантазии Ирины Антоновой»


Своеобразный творческий отчет художника декоративно-прикладного искусства Ирины Антоновой за десятилетнее участие в новогоднем музейном проекте позволит почувствовать атмосферу уже ставших историей праздников в музее: «Рождественские окна», «Снежный вальс», «Под снежной пеленою», «Новогодний маскарад»...


«Новогоднее волшебство» - так можно назвать выставку севастопольской художницы Ирины Антоновой. Не случайно и вернисаж приурочен к этому празднику.

Ирина Антонова – не просто участник всех новогодних проектов музея, она соратник. Выставка – теплое воспоминание о «Рождественских окнах» и «Котовасии», «Рождественских вертепах» и «Снегурочке». Участие художницы придавало цельность замыслам и экспозициям.

Талант видеть красоту в камне под ногами и ветке над головой, осколке разбитой чашки и ракушке на морском берегу выпестован основателем и первым директором Севастопольской художественной школы Евгением Андреевичем Кольченко. Сейчас популярна японская культура с ее ваби-саби – красотой в простоте. А Учитель и его замечательные Ученики видели и творили по этим законам с 1960-х годов.

Новый год в советское время был теплым семейным праздником, напоминая о Рождестве. И Ирина с ее обостренной памятью на события и детали, тонким ощущением времени стала вдохновительницей первого новогоднего проекта: старые фотографии, сумочки и шляпки, чемоданы и зеркала – эти частички быта становятся со временем частью культуры. Вот и на нынешних выставках – и ее персональной, и «Бой часов раздастся скоро», эти кусочки прошлого придают искренность и теплоту самому замыслу. А «избушки берендеев», домики, ослики и коты (каждый со своим характером!), не только восхищают мастерством, но и трогают сердце, вносят нотку уюта.

Перед Новым годом и Рождеством и дети, и взрослые (пусть и не признаваясь в этом), ждут чуда, волшебства. Выставка Ирины - такое чудо. Настоящая волшебница (разве кто-то усомнится в этом, глядя на ее работы!), она возвращает нам детство, в ее руках оживают сны и сказки, а парящие лошади уносят на крыльях мечты.

Рыб в исполнении художницы и правда хочется писать с большой буквы. Рыбы-витражи и рыбы- дома, рыбы-волшебницы и рыбное зазеркалье; из камня и ракушек, веревки и стекла, зеркал и керамики… Разнообразна и техника исполнения.

Интересны и «восточные мотивы» в творчестве Ирины: сказочные верблюды; кот среди ширм со свитками над ними; волхвы в ярких и красочных одеждах, поклоняющиеся Младенцу.

На этой выставке можно загадывать желание: вон сколько волшебных рыбок вокруг! Ведь на ней есть и те, у кого желание уже исполнилось, например, сидящий кот, прижимающий к себе большую рыбу. Ему, наверно, даже страшно есть такое счастье, так как ожидание чуда иногда сильнее его воплощения.

Кто-то сказал, что жизнь – это постепенная потеря необычайного. Но художники – это те удивительные люди, которые необычайное не теряют, а сохраняют его для нас.

Замечательный поэт Юрий Левитанский сетовал:

Что-то случилось, нас все покидают.
Старые дружбы, как листья опали...
Что-то тарелки давно не летают.
Снежные люди куда-то пропали.
А ведь летали над нами, летали.
А ведь кружили по снегу, кружили.
Добрые феи над нами витали.
Добрые ангелы с нами дружили.
Добрые ангелы, что ж вас не видно?
Добрые феи, мне вас не хватает!

Как же нам всем повезло, что в нашем городе живет и творит добрая фея Ирина Антонова!

Т.П. Сайгушкина,  искусствовед






























СМИ о выставке: