пятница, 9 декабря 2016 г.

Николай Дудченко «Состав души»


Впервые в стенах СХМ пройдет персональная выставка заслуженного художника АРК, заслуженного художника Украины, почётного академика Российской академии художеств Николая Яковлевича Дудченко.

Размышляя о творчестве Николая Дудченко, вспоминаю старинный термин «изящное искусство». «Изящное» – ключевая черта его творческой личности, выражение его отношения к традиции и реальности, свойство его утонченно-экспрессивного, легкого и ясного, как бы парящего на крыльях светлого воображения стиля. Это не внешний блеск и культурный лоск модной манеры, а таинственный, природный «состав души», глубоко врожденное качество его таланта.

В творчестве крымского мастера «изящное» возвращает свою первородную ценность, оно подвергается как бы тонкому анализу, при этом выделяется, освобождается от наносного, постороннего, концентрируется его «действующее начало» ...

Его искусству оказывается близким легкость рококо без его холодной кокетливости и утомительной декоративности, духовность древнерусского иконописного стиля без присущего ему порой сурового аскетизма и графической строгости, поэтичность модерна без его манерности и наконец, ему созвучно то отечественное искусство 70-80-х годов, которое стало артистической реакцией на приземленную грубость и апологетику материального в «суровом стиле» …

Первому признанию в близких искусству кругах способствовали многочисленные рисунки с натуры (а впоследствии и гравюры): портреты, пейзажи, исполненные углем, сангиной, карандашом, в котором радостно проявилась безупречная пластическая и «музыкально-линейная» одаренность художника.

В творчестве Н. Дудченко, по профессии монументалиста, но тяготеющего к станковым и миниатюрным формам (что, кстати, характерно для русской традиции), утверждается тематика двух родов узкого артистически-художественного круга и «народная, деревенская» … Их объединяет лейтмотив «тихого, светлого праздника», в его исконных национальных истоках.

Важным шагом художника становится большая группа графических работ, которые объединяются одним названием «Сельский иконостас». Мир чувств и представлений о красоте и добре, воплощенный в «народном примитиве», является нам во всем блеске высшего артистического материнства, образуя редкостный по красоте эстетический сплав народной и профессиональной культуры. Одухотворенное пространство, «нездешний» золотой свет, уподобление красок самоцветным вспышкам смальты в драгоценной мозаике создают ту сакральную атмосферу, в которой нам являются идеальные «небесные образы». А приземистые пропорции «крылатых» парней, растрепанные крылья, заплатки на их широких домотканых рубахах сообщают им земную доскональность и теплоту. Соединение высокого и обыденного, детски наивного и просветленно мудрого, житейски бедного и сказочно богатого осуществляется у Дудченко как бы само собой, на зыбкой грани сна и яви... Художник видит чудесное, его видения реальны, как реален вымысел в искусстве.

Едва ли не главным средством поэтически образной выразительности его работ – гравюр (офортов, литографий), рисунков и акварелей становится фактура: изобразительно-разнообразные по техническим приемам письмо и печать, коллажные вставки, оттискивание (фраттаж)... Рукотворная сделанность этих работ (специфическая черта народного искусства) – приближает их к нам, зрителям, делает нас «соучастниками» художественного процесса, радостными свидетелями рождающегося на наших глазах творения искусства.

Здесь очень современная техника как бы прорастает в почву народного творчества, в эстетику природных и рукотворных материалов, составляющих богатство народного искусства, становясь от этого еще более профессионально изысканной, мастерски конструктивной. И мы становимся свидетелями того, как проясняется широкий культурный горизонт искусства, в удивительно музыкальном согласии объединяющий два полюса, два начала: эмоционально-живописное, аналитически-рафинированное и архитектонически-конструктивное, ремесленно-рациональное (как бы левое и правое крыло пластических искусств). Об этом свидетельствуют последние работы художника, где нашла место, с одной стороны, геометрическая символика, восходящая одновременно и к обобщенным бременем формам иконописи и к супрематизму К. Малевича, и, с другой стороны, глубоко лично прочувствованная и пережитая традиция, идущая от отечественного искусства – «серебряного века» и ХХ столетия.

Кажется, что, отказавшись от прямолинейных нетворческих приемов «иллюзионистического» искусства, от всякого рода стилизаций, искусство Н. Дудченко стало предельно отзывчивым, о чем мы уже говорили, к той линии «изящного» в мировом и отечественном искусстве, которая достигла своей абсолютной вершины в «Троице» Андрея Рублева. 

Николай Дудченко – в современном искусстве Крыма единственное в своем роде явление, обаятельный пример той творческой силы, которая находит свое проявление не в крайностях, в смягчающей их синтезе, не в конфликтах, а в гармонии, не в контрастах света тени, а в достигаемой ясности, просветленности, чистоте музыкального звука.

Рудольф Подуфалый, искусствовед

Дудченко Николай Яковлевич

1949, 14 августа - родился в с. Ульяновка Херсонской области
1964-1967 - учеба в Крымском художественном училище им. Н.С.Самокиша, мастерская А.Н.Шипова
1972 - окончил Харьковский художественно-промышленный институт, мастерская А.А.Хмельницкого, Е.И.Быкова
С 1976 - участник областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок
1978 - член Союза художников СССР, НСХУ
С 1998 - участник ежегодных «Севастопольских пленэров»
2003 - лауреат премии АРК в области изобразительного искусства
2003-2014 - доцент Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры (Крымский филиал)
2007 - Заслуженный художник АРК, Заслуженный художник Украины
С 2009 - вместе с И. Шипилиным является организатором и руководителем международных "Традиционных севастопольских пленэров"
2010 - медаль «За мастерство» и почетный диплом Международного фонда «Культурное достояние» (Санкт-Петербург) за особые достижения в изобразительном искусстве и сохранение традиций крымской школы живописи
2015 - председатель ТЮРХ


Произведения хранятся в музеях и частных собраниях России, Украины, ближнего и дальнего зарубежья.





















СМИ о выставке: