среда, 12 октября 2016 г.

«55 лет Севастопольской художественной школе»


 К 55-летнему юбилею Севастопольская художественная школа дарит родному городу образы рожденные фантазией, зорким глазом и умелыми руками юных художников. Талантливо написанные живописные гуаши дополнены в торжественной экспозиции монументальными панно и преображающими пространство декоративными композициями.




55 лет Севастопольской художественной школе. Невольно начинаешь соизмерять масштабы прожитых мгновений, десятилетий, вех, окаймленных датами, и всеобъемлющих эпох. Сам же знак юбилейного возраста визуально цикличен и как бы замкнут сам на себя. Возраст Художки действительно обновляется с началом каждого учебного года. Школа живет и постоянно молодеет. Однако, пройденный путь не свернут кольцом — его освобождение в поиске идеала, который называют попросту — мечтой. Как это похоже на художников!

Искали свою идеальную модель творцы Нового времени, эпохи Возрождения, Античности... Небезуспешно искали идеал в пейзаже. Находили дух в словах, поступках и в здоровом теле. А здесь на одаренной севастопольской земле, где, кажется, даже Солнце из любопытства ярче освещает нашу жизнь, как блик на драгоценном камне сияет образ Человека, которого растят в себе молодые художники!

Наследники истории города-героя на Гераклейском полуострове, видимо, идут тем путем к счастью, который некогда избрал предок древних херсонеситов — Геракл. Сегодня в большом светлом зале Художественной школы гармония и мощь объемов тела этого «совершенного человека», закованы в копии Бельведерского торса и предъявлены для изучения детьми. Как бы в назидание потомкам иной древнегреческий скульптор создал статую Дорифора, идеализированного атлета-олимпийца. Расчеты пропорций этого классического канона, который встречает каждого входящего в классы, утрачены. Все достижения математики остаются беспомощны перед силой красоты.

Вот уже на протяжении более полувека художественная школа, сменившая несколько адресов, почтенно хранящая заветы стоявших у её истоков педагогов, уже выпустившая более двух тысяч учеников, остается храмом духа, стремящегося к выражению в гармоничной форме. 

Сложно сказать, что важнее: цель или само движение к ней. Древние эллины высекали мраморные статуи своих богов, лишь извлекая их из камня, отливали фигуры прекрасных людей в бронзе, заполняя предварительно созданную форму, как бы заимствуя технологию демиурга. А зримая форма, по которой мы опознаем художественную школу, оказывается подобием кокона или панциря, состоящего из бесчисленного количества созданных здесь произведений. Они-то — свидетели рождения Автора, укротившего материал.

Каждый раз заново обретаемая свобода — это большие и маленькие открытия, к которым юный творец идет небольшими, но уверенными шагами. Кажется, он лишь открывает заготовленные баночки с краской, а в итоге приходит к выявлению не только оттенков, но и сути всего окружающего мира. Берется затачивать грифель карандаша — очищает пространство от назойливого житейского мусора и сумятицы. Обращает внимание на единство и детали композиции — учится грамотно организовывать своё рабочее пространство, находить общий язык в коллективе и осознавать свою личную ответственность. Секрет постижения этих важных понятий, скрывающихся за расхожими фразами, в приобретении личного опыта. Как нелегко увидеть настоящую красоту, порой для простоты заслоненную избитыми словами о «прекрасном», отделить существенное от наносного, научиться распознавать и управлять своими эмоциями, лучшие из которых вдохновляют на Поступки. Это не бегство от проблем в «приятное искусство», а стремление к творческому их разрешению. Не бездумная свобода от всех ориентиров, а умение открывать нужные двери, не забывая закрывать их за собой, здороваться и благодарить. 

Преподаватели, некогда бывшие учениками школы, воспитанные талантом Е.А. Кольченко и М.М. Гурьева, сегодня сами стали образцами для подражания. Вот где действительно не рвется связь времен! Большая команда в три сотни человек, как огромный оркестр на одном корабле, где каждый оттачивает исполнительское мастерство и сочиняет свою неповторимую сольную партию. Вахты сменяют друг друга, а мелодия звучит, перекликается вариациями, криком чаек, шумом морского прибоя и торжествует, не изменяя основного курса, не теряя из виду свои маяки, следуя за мечтой.

Жизнь Художки перед глазами даже самого случайного прохожего предстает как чрезвычайно важный ритуал, сохраняемый на протяжении многих лет. Его обязательные атрибуты: карандаши (непременно заточенные ножом), кисти (широкие и узкие), краски (набор гуаши разных цветов, а на полке или в ящике к тому же большие банки белил и охры, которые исчезают быстрее остальных), палитра, плотный большой планшет и прищепки. Обязательна папка, большая, чтобы все домашние работы уместились и были доставлены со всей полагающейся бережностью. Конечно бумага — именно на ней остаются свидетельства свершенных открытий и проведенных пластических экспериментов. Хотя и рабочие планшеты, аккуратно складируемые в углу класса в перерывах между занятиями, не остаются без цветных экспрессивных отметин. А вот лужи крашеной воды с пола тщательно оттираются. Особое умение — грациозно, в образе дикого крадущегося хищника, никого не задев, ничего не уронив, не опрокинув — преодолеть пространство класса, заполненное всем вышеперечисленным, а кроме того стульями, мольбертами и многочисленными художниками, расставленными как нарочно по пути к живительному источнику воды, с целью замены ее в рабочем бидоне.

Может показаться смешным, но это тоже урок — ощутить, как бы «прощупать» пространство, соотнести со зрительным впечатлением, оценить размеры и расстояния, вжиться в образ, развить концентрацию и внимание, отточить искусность движений… А главное — с одинаковой серьезностью этот «танец» проделывают как дети, так и взрослые. Всё, что происходит в классах необычайно важно. И отношение со стороны взрослых соответствующее. 

Рисунок карандашом, углем, сангиной, пастелью, тушью, сочиненная композиция красками, иллюстрация, натурные, в том числе пленэрные работы, прорези на картоне, линогравюры, коллажи, монументальные панно, объемные пластические произведения в смешанной технике, керамическая скульптура и синтез всего в большом праздничном маскараде — лишь часть того айсберга, который можно было бы назвать «занимательным времяпрепровождением маленького человека, играющего в художника». Если бы история вопроса — искусства — не занимала всерьез умы человечества уже на протяжении нескольких тысяч лет.

Мир художника не ограничивается лишь форматом его произведения. Это непременно изучение лучших достижений культуры человечества, истории, чтение художественной и специальной литературы, разговоры об искусстве (живописи, скульптуре, поэзии, музыке, кинематографе…), просмотры и обсуждение домашних работ. Точно с таким уважением ученики класса делятся мнениями о произведениях признанных мастеров в солидном выставочном зале. А каков восторг увидеть в музейной экспозиции свои собственные картины! Тогда авторитетные оценки творчества молодых художников дают важные искусствоведы, журналисты берут интервью...

Специально к вернисажу печатается роскошный альбом с качественными репродукциями. Работает целый коллектив профессионалов. У начинающего живописца появляются настоящие ценители его творчества и покровители-меценаты, возможно поначалу из числа родственников и знакомых. Так формируется живая среда, где мы культивируем свою действительность.

Посетители больших выставок Севастопольской художественной школы в залах Главгосархива и Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» в Москве, Союза художников России в Санкт-Петербурге, Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве, в знаменитой Государственной Третьяковской галерее могли нам в этом позавидовать.

Куда же будут положены новые мазки в портрете школы, вернее композиции «Художка и наш город у моря»? Возделывая сад, мы удобряем плодородный грунт, но с каждым годом все острее ощущаем, что горшочек под него маловат. Эта та пластическая задача, решив которую, по обычаю на пределе собственных талантов, взрослые продемонстрируют очередной пример мастерства и целеустремленности своим ученикам.

Килограммы истертых резинок и километры соструганных карандашей — бессменные свидетели проторенного пути. А в сердце каждый несет любовь к родной Художке. Это печать гильдии, которая будучи явленной, дарит нам лучшую из возможных выразительную форму, пространство и образ.
Павел Хлебовский, искусствовед

Севастопольская газета: Художественная школа отметила красивую дату выставкой