среда, 13 апреля 2016 г.

«Возрождение Товарищества южнорусских художников. XXI век»


Группа крымских художников – представителей разных художественных школ, объединенных не только дружескими отношениями, но и эстетическими вкусами, размышлениями об искусстве, стремлением культивировать техническое мастерство, желая найти в зрительской среде на выставках не только новых поклонников их дарования, но главное – интересных собеседников, воссоздала содружество, выставочное объединение ТЮРХ.

Нет, не пейзаж влечет меня, 
Не кpаски я стpемлюсь подметить, 
А то, что в этих кpаскахсветит,- 
Любовь и pадость бытия. 
И.А.Бунин

В Севастопольском художественном музее открыта 2-я крымская выставка «ТЮРХ (Товарищество южнорусских художников). Возрождение». Экспозиция располагается в двух залах: в одном – 44 живописных и графических произведений классиков русского искусства членов и экспонентов ТЮРХа конца XIX – начала XX вв.– И.К.Айвазовского, И.Е.Репина, И.И.Шишкина, И.П.Похитонова, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.Ф.Богаевского, А.Ф.Гауша, И.И.Бродского, Л.О.Пастернака, П.Г.Волокидина, С.Ф.Колесникова, Е.И.Буковецкого … из фондов музея; в другом – более 60 картин и графических работ талантливых современных крымских живописцев – Н.Я.Дудченко, И.Н.Шипилина, П.К.Столяренко, Р.Э.Усеинова, Е.Н.Рымана, Е.А.Молчановой, Д.В.Волкова, Е.В.Вильчуковой, В.П.Гусарова…

Данная выставка не только позволяет вспомнить о важной вехе в истории русского искусства - создании в 1890 году ТЮРХа (1890 – 1922), его выставочной деятельности, но и дает возможность проследить основные художественные тенденции в живописи того времени, и вместе с тем провести параллели с творчеством современных авторов. Во многом сближаясь с передвижничеством в вопросах осмысления искусства, в понимании его просветительских задач, а не живописно-стилистических, Товарищество южнорусских художников организовывало передвижные выставки в южных городах России, а так же в Харькове и в Москве.

Часто на выставки приглашались уже состоявшиеся мастера со сложившейся живописной манерой, но все-таки ядро составляли одесские художники во главе с талантливым живописцем и педагогом К.К.Костанди, создателем Одесской рисовальной школы, а впоследствии Одесского художественного училища. Среди членов-учредителей были его коллеги и сотоварищи по творческому цеху Н.Д.Кузнецов, Е.И.Буковецкий, Н.Н.Дубовской, П.Г.Волокидин…, а среди членов и экспонентов в разные годы его ученики – Л.О.Пастернак, И.И.Бродский, С.Ф.Колесников…

Знаменитый профессор петербургской Академии художеств П.П.Чистяков очень точно отметил, что «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность». Поэтому в большинстве экспонируемых произведений отражено восхищение человека величественной цветущей, хмельной южной природой. Пожалуй, именно это и объединяет художников не просто разных поколений, а разных эпох. Даже в жанровых работах ярко выражена концепция южнорусских живописцев: пейзаж не пассивный участник картины. Чаще всего «их» природа неравнодушна, именно она «проецирует» переживания человека на картину. 

Несомненно, после поездок в Европу в конце XIX века, знакомства в музеях с новейшими течениями в искусстве живопись большинства южнорусских художников «впитала»пластические приемы французских импрессионистов. В их картинах наблюдается приоритет живописности и фактурности, сведение до минимума рассказа, использование некоторой фрагментарности и вместе с тем парадоксально соединяющейся картинности, но главное – отражение цветности мира. Наряду с этим в них очевидна самостоятельность мышления, ведь по утверждению исследователей, художники ТЮРХа «никогда не жертвовали ради живописности душой и сердцем», то есть традиционно по-русски наделяли пейзаж лирическим настроением и состоянием. И.И.Бродский вспоминал, как он следовал совету учителя "рисовать глазами", "все смотреть и запоминать". Где бы он ни был, он всегда мысленно воспроизводил виденное, запоминал формы, цветовые гаммы, обогащая свою память длительными наблюдениями.

Возрождение ТЮРХа произошло в 2015 году во многом благодаря проведению ежегодных севастопольских пленэров, которые проходят под патронатом директора «Арт-отеля» «Украина», искусствоведа С.А.Антоненко, а также при содействии Департамента культуры города Севастополя. Группа крымских художников – представителей разных художественных школ, объединенных не только дружескими отношениями, но и эстетическими вкусами, размышлениями об искусстве, стремлением культивировать техническое мастерство, желая найти в зрительской среде на выставках не только новых поклонников их дарования, но главное – интересных собеседников, воссоздала содружество, выставочное объединение ТЮРХ.

Многим полотнам, созданным на пленэрах, присуща этюдность, и большинство авторов впоследствии используют их для создания больших картин, однако некоторые работы изначально картинны и имеют самостоятельную художественную ценность. В своих работах художники не столько решают видовые задачи, сколько пытаются постичь тайны крымской природы,«услышать» и точно отобразить ее разнообразные мелодии, уловить «цветовую мягкость»,а порой и «пряность», передать тончайшие нюансы, «вибрации» световоздушной среды. Цветосветовая среда довольно часто «поглощает» в них персонажей, – не случайно многие живописцы, как и их предшественники, любят эффекты сумеречного освещения, размывающего четкие предметные контуры. Поэтому на выставке немало пейзажей, преимущественно окрестностей Севастополя и Крыма, где зыбкая, переливчатая стихия света неизменно доминирует над конкретным видом, обычно очень простым. Живописцы, благодаря таланту, сумели передать сумерки, яркую и звучную цветность весенней зелени, осенние золотистые закаты, горячие летние дни, а иногда мягкость и нежность южного солнца, раскрывшего красоту крымского побережья.

В свое время на знаменитых одесских «Четвергах» Товарищества, где собирались художники, литераторы и музыканты, происходило «формирование» творческой интеллигенции; ТЮРХ на рубеже XIX–XX веков стал центром художественной жизни, но не только Одессы, а всего юга России. Уже в XXI веке в Севастополе наряду с Художественным музеем подобным художественным центром становится Арт-отель «Украина».Конечно, экспонирование полотен рядом с произведениями «мэтров» очень ответственно, но работы мастеров «возрожденного» ТЮРХа в большинстве своем подобное соседство выдерживают. Они уже успешно экспонировались в Севастополе, Ставрополе, Майкопе, Ростове-на-Дону… По окончании выставки в Севастополе произведения крымских художников будут экспонироваться в Москве в залах РАХ (Российской Академии художеств).

Хочется пожелать возрожденному Товариществу художников долгой и интересной творческой жизни, активной выставочной деятельности.
Л.Смирнова, искусствовед





















СМИ о выставке:
Sevas.com: Параллели времени: в музее представлено искусство двух ТЮРХов
НТС: Выставка картин Товарищества южнорусских художников открылась в Севастополе
ИКС: Товарищество южнорусских художников возродилось в музее им. Крошицкого