среда, 27 апреля 2016 г.

«Шёл солдат...» Живопись, графика П. Столяренко


Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне приурочена выставка произведений ялтинского живописца, ветерана ВОВ, народного художника Украины Петра Столяренко из фондов музея и частного собрания.



ПЕТР КУЗЬМИЧ СТОЛЯРЕНКО

Родился 13 июля 1925 г. в поселке Капканы (под Керчью) Крымской области.
Посещал мастерскую К. Ф. Богаевского. В годы Великой Отечественной войны был связным в партизанском отряде.
С 1945 г. - занимался в художественной студии при Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского у Н. С. Барсамова.
С 1948 г. - участник выставок: с 1952 г. - республиканских, с 1953 г. - всесоюзных, а также зарубежных (Венгрия, Югославия, Финляндия, Албания, Франция, США, Япония, Испания, Канада, Италия).
С 1953 г. - член СХ СССР.
С 1963-1978 гг. - член республиканского правления Союза художников.
В 1963 г. - первая персональная выставка в Киеве.
С 1969 г. - живет и работает в Ялте.
С 1972 г. - заслуженный художник Украины.
С 1985 г. - народный художник Украины.
В 1990-1995 гг. - работал в Париже, периодически посещал Бельгию, Люксембург, Монако, Испанию, Италию, Голландию, Данию.
2010 - золотая медаль "За вклад в мировую культуру" международного фонда "Культурное достояние" (Россия).
Работы хранятся в музеях Украины, России и многочисленных зарубежных и отечественных частных собраниях.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат 
В серой шинели рядового шёл солдат. 
Шёл солдат, преград не зная, 
Шёл солдат, друзей теряя, 
Часто бывало, шёл без привала, 
Шёл вперед солдат…
М.Матусовский


В память о Великой Победе в стенах Художественного музея проходит персональная выставка одного из выдающихся крымских художников – народного художника Украины, ветерана Великой Отечественной войны Петра Кузьмича Столяренко. Впервые экспонируются живописные и графические работы не только из фондов музея, но и предоставленные семьей художника.

Творчество мастера чрезвычайно разнопланово: на протяжении всей жизни он пишет лирические пейзажи, марины, натюрморты, портреты, эпические тематические картины на военную и историко-революционную тематику. 

Петр Кузьмич родился 13 июля 1925 года в поселке Капканы под Керчью. Его отец, Кузьма Семенович, был основателем одного из первых рыболовецких колхозов в Крыму. Неудивительно, что позже, большое количество своих полотен художник посвятит трудовым будням рыбаков, будет писать море, лодки, сейнера, рыбачьи поселки, портовые верфи, («Рыбачий порт в Керчи», «Судоремонтный завод», «Труженики моря», «Завтра в море»…). 

Путь художника Столяренко избрал еще в десятилетнем возрасте, когда, оказавшись в Феодосии, он попал в художественную студию знаменитого крымского живописца Константина Федоровича Богаевского, где и начал постигать основы подлинного искусства. Однако война прервала мечты молодого человека об увлекательной профессии живописца. Из-за стремительного приближения немцев санаторий, в котором в это время находился на лечении Петр Столяренко, эвакуировался на Северный Кавказ. Именно там Петр Кузьмич становится связным в партизанском отряде. Совсем мальчишка за это время он «проживет взрослую, порой трагическую жизнь», испытает многое: ранения, несколько раз будет госпитализирован, голод, потерю близких… Только в двадцать лет осуществляется желание Столяренко стать профессиональным художником. По возвращении в Феодосию в 1945 году он поступает в школу-студию при картинной галерее И.К.Айвазовского под руководством ее директора Николая Степановича Барсамова – не только замечательного художника и историка искусства, но и талантливого педагога. Шесть лет провел Петр Столяренко в студии Барсамова, мастерски копировал полотна великих феодосийцев: Айвазовского, Лагорио, Богаевского, Волошина… Николай Степанович сразу заметил у своего ученика интерес к морскому пейзажу и пророчил ему будущее флотского, военного художника и даже предложил устроиться на работу в Севастополе. Как отмечал Барсамов, «в области батальной живописи, Столяренко мог бы стать без преувеличения достойной сменой Ивану Константиновичу Айвазовскому». Но Петр Кузьмич возвращается в Керчь, строит себе мастерскую, творит и серьезно занимается самообразованием. 

В 1969 году П.К. Столяренко вместе с семьей переезжает в Ялту, где работает в одной мастерской с талантливейшим мастером, во многом определившим развитие «крымской школы» Ф.З.Захаровым. Художник часто ездит на пленэры, пишет виды Бахчисарая, Феодосии, Старого Крыма, городов Большой Ялты, которые притягивают внимание зрителя удивительными сочетаниями цвета и света. В самом простом мотиве Столяренко умеет найти особенную поэтическую ноту и, благодаря подвижности живописного мазка, тонким цветовым нюансам, точному рисунку, не теряя индивидуальности, перейти к обобщению и передать красоту крымской природы («Море у Херсонеса», «Веранда в домике Чехова», «Сирень. После дождя», «Город у моря»…).

Военная тема на протяжении всей жизни не «отпускает» солдата Петра Столяренко. Она чрезвычайно важна для мастера и, можно сказать, что именно с этой темы начинается самостоятельный творческий путь художника: на первой выставке, где он участвовал, была показана небольшая батальная марина «Атака торпедных катеров» (1948). 

Столяренко знал и видел врага в лицо, впоследствии часто бывая на местах былых сражений, он находил новые свидетельства прошлого, которые потом достоверно воспроизводил в своих картинах. Как говорит художник: «Я стараюсь писать то, что видел сам». И действительно, события Великой Отечественной войны прошли через самое сердце Петра Кузьмича, все то, что было пережито, прочувствовано им самим, придавало жизненную достоверность, «пронзительность» и необыкновенную силу эмоционального звучания его военным полотнам («1941-й год», «Иван да Марья», «Ника», «Севастопольцы стояли насмерть»...). Герои этих полотен – сильные, мужественные люди, преданные своему долгу. Часто героинями являются женщины – самоотверженные, решительные, готовые разделить любые трудности наравне с мужчинами, оставаясь при этом любящими и заботливыми женами, матерями. 

В картинах, посвященных событиям Великой Отечественной войны для Столяренко важен не столько эффектный сюжет, сколько создание глубокого психологического образа. В многочисленных этюдах, подготовительных рисунках, представленных на выставке, можно проследить то, как художник ищет тот или иной образ, как прорабатывает композицию, вырисовывает сюжетные завязки, создает драматургию характеров, как снова и снова возвращается к одной и той же детали, чтобы, в конце концов, достичь главной цели: живописными средствами рассказать зрителю, что главная сила, которая помогла русскому солдату сразить жестокого врага – это любовь и преданность, это самоотверженная готовность защищать самое дорогое, что дано человеку в жизни – его родной дом, мать, жену, детей… 

Все, чего добился П.К.Столяренко – зрительская любовь, признание и уважение профессионалов – стало возможным лишь благодаря его таланту, неимоверному трудолюбию, целеустремленности и высоким требованиям к самому себе. 

М. Титоренко, искусствовед