понедельник, 27 июля 2015 г.

«Кресты и складни»


Экспресс-выставка из фондов музея «Кресты и складни» ко Дню Крещения Руси. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого начал собирать свою коллекцию медного культового литья довольно поздно - с 1978 года. Наиболее ценными оказались дары севастопольских коллекционеров. В настоящее время музейное собрание насчитывает 131 произведение старообрядческой меднолитой пластики XVIII – начала XX века.

Памятники медного художественного литья – кресты, иконы, складни – составляют многочисленную группу предметов церковного обихода. Они появились на Руси со времени принятия христианства. Первоначально такого рода произведения ввозились из Византии, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки в Херсонесе, Киеве и других городах южной Руси. Греческие образцы копировали, а в дальнейшем перерабатывали в зависимости от вкусов и потребностей местного населения. Однако привозная продукция не могла удовлетворить спрос, поэтому в Киевской Руси уже к началу XII века налаживается их серийное производство. Материал, из которого выполнялись эти предметы, не только придавал художественное своеобразие, но и сам по себе обладал глубоким символическим смыслом. Широкое применение медных сплавов было не случайным. Меди, как металлу, приписывались магические свойства: по библейскому преданию именно пророк Моисей создал «Медного змия и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на Медного змия, оставался жив».

Основным центром производства медного литья в конце XI – начале XIII века являлся Киев, в XIV - XV веках – Великий Новгород. В XVI - XVII веках первенство в литье медных образов переходит к Москве и Средней Руси. Но в 1722 году выходит указ Петра I «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы». Однако, несмотря на запрет, медные кресты, иконы и складни, столь почитаемые в народе, продолжали отливать в старообрядческих мастерских.

Новый расцвет меднолитейного производства связан с мастерской Выговского старообрядческого общежительства при поморском монастыре на реке Выг в Олонецкой губернии в Карелии, ставшим в начале XVIII века духовным и культурным центром старообрядчества. В 1-ой пол. XVIII столетия в Выговской литейной мастерской были разработаны новые типы складней, преобразились иконографические сюжеты, сменились технологические приемы медного литья. Популярностью стали пользоваться как двухстворчатые складни – «малые створы» - «двойки», так и трехстворчатые – «тройчатки»; большие и малые кресты, образки. Оборотная сторона складней обязательно шлифовалась и украшалась литым изображением восьмиконечного Голгофского креста. На выставке представлен оборот четырехстворчатого складня «Двунадесятые праздники», Поморье, XVIII в. Изделия Выговской мастерской отличаются легкостью, тонкостью и чистотой литья, передающего мельчайшие детали вплоть до завитков волос. Но главное отличие этих отливок – огневое золочение и стекловидные цветные эмали. Синие, зеленые, белые, желтые – они украшают поверхность крестов, образков и складней. Литейное дело Выговской обители просуществовало больше столетия и распространилось по всей России. В небольшом собрании медной пластики музея находятся не только поморские культовые вещи XVIII века («Складень трехстворчатый – «Богоявление. Поклонение иконам Богоматери Тихвинской и Богоматери Знамение»), их традиции можно проследить в предметах из других регионов («Складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники», Москва, 1-я пол. XIX в.). 

Уже в конце XVIII века по выговским образцам стали работать московские литейщики. История московского литейного дела связана с Преображенской общиной, ставшей с 1771 года центром старообрядцев-федосеевцев. Меднолитные произведения московских мастерских, несмотря на сходство с поморскими образцами, имеют существенные отличия: больший вес, изощренную декоративность и многоцветную гамму стекловидных эмалей. Со времен принятия христианства на Руси князем Владимиром, крест стал основным символом, сопровождающим человека от рождения до самой смерти. Изготовление меднолитых крестов в отечественной истории стало крупным явлением в национальной художественной культуре. Блестящие эмали темно-синего, голубого и охристо-желтого цветов украшают поверхность Креста-Распятия. Подобные кресты часто вставлялись в деревянную раму или киот и, поэтому, стали называться «киотными» (Крест киотный «Распятие Христово с предстоящими», Поморье, XVIII в.). Великолепен другой крест («Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами», XIX в.), создание которого связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в XVIII-XIX веках. 

Ведущим центром меднолитейного дела у старообрядцев-поповцев в XVIII-XIX веках стали села, расположенные в Подмосковных Гуслицах, где были выработаны новые формы изделий, в том числе большие и малые кресты, получившие наименование «патриаршие распятия», с навершием из шестикрылых серафимов и херувимов. Такие гуслицкие изделия выделялись некоторой «лубочностью» в изображении фигур. В отличие от поморских, кресты гуслицкого производства имеют титло «1НЦИ» - Исус Назарянин – Царь Иудейский. На обороте крестов часто помещали текст молитвы (Крест «Распятие Христово», Московская губерния, Гуслицы, XIX в.).

В коллекции музея имеются произведения, созданные в московском «медном» заведении Ирины и Аксиньи Тимофеевых. На отдельных изделиях имеются монограммы мастеров-литейщиков. Инициалы мастера Игната Тимофеева отлиты на внутренней рамке средника иконы «Богоматерь Казанская», Москва, 2-я пол. XIX в. Бытовало много медных икон и складней с изображениями Богоматери. По всей Руси, в каждом доме как к «скорой помощнице и теплой заступнице» обращались к Ней люди. Особенно почитаемым в народе был образ Богоматери «Всех скорбящих радость», Москва, 2-я пол. XIX в., которой молились о помощи страждущие, убогие, больные и нищие. В каждом православном доме можно было встретить образ Николы Чудотворца («Святитель Николай Чудотворец», 2-я пол. XIX в.), к которому, чаще чем к другим святым, обращались с просьбой «о заступлении от всяческих бед и несчастий». Русские моряки и путешественники всегда имели при себе образок с Николой для «моления о спасении на водах».

Обращаясь к Спасителю, Богородице и почитаемым святым, в народе с благодарностью натирали до блеска медный образок мелом или кирпичом… Так и дошли до нас иконы и складни совсем стертые, но сохранившие следы своей прошлой жизни («Спас на престоле с предстоящими» (Седмица), конец XVIII - начало XIX вв). Часто в иконки и кресты вкладывали святыни и мощи, их передавали по наследству, и они становились семейными реликвиями. Именно поэтому в Севастополе сохранились уникальные памятники культового искусства, с которыми можно познакомиться в Художественном музее.

Лесич Г., искусствовед