пятница, 31 июля 2015 г.

«VI Биеннале классического абстракционизма: к 100-летию “Черного квадрата”»


В двух залах представлены абстрактная живопись, графика, скульптура из фондов музея и работы современных художников-абстракционистов.  Каждый день в течение выставки будут проходить лекции, мастер-классы, концерты, конкурсы...

"Идеальный инстаграм" или инста-акция!!! Конкурс на лучший инстаграм.

Условия акции: оказаться на выставке (в день открытия - бесплатно!), заполнить краткую анкету участника, сделать свой "идеальный квадрат" (сфотографировать фрагмент любого произведения на ЭТОЙ выставке), опубликовать с хэштэгом #sevartmuseumSquare.

Работы 5 самых популярных фрагментов будут опубликованы на сайте музея, с них будут напечатаны стикеры с указанием инста-автора рядом с автором оригинала (авторские экземпляры наборов стикеров можно будет получить в музее - тем самым пяти авторам).


Конкурс абстрактного рисунка «Мой ребенок мог бы лучше».

С 31 июля и по 9 августа будет проходить конкурс абстрактного рисунка, участником которого может стать любой желающий, пришедший на выставку. 

Нарисуй лучше абстракциониста, подпиши свою работу, оставь контактные данные – и у тебя есть шанс получить подарок! Вручать приз будет 10 августа председатель «Академии абстракционизма», живописец и рисовальщик, Владимир Бойченко. 


Программа мероприятий в рамках «VI биеннале классического абстракционизма»:

4 августа – выходной в музее
10 августа 15.00 – обсуждение выставки, подведение итогов конкурса абстрактного рисунка, закрытие выставки

Чтобы попасть на мастер-класс, необходимо прислать на почту  gorbunova@sevartmuseum.info  название мастер-класса, контактные данные. Число участников ограничено. 

Посещение выставки (2 зала) - 80 рублей, посещение мероприятий - 40 рублей. Купленный и сохраненный билет на выставку дает возможность бесплатно посетить одно мероприятие.


***
■ «Черный квадрат» - это знак, символ авангардного искусства ХХ века. Это точка отсчета всего нового, «нуль форм», который делит искусство на «до» и «после».

В 2015 году исполняется 100 лет этому супрематическому произведению Казимира Малевича. 100 лет для искусства – это много или мало? Что изменилось в абстракционизме за эти сто лет? Что появилось нового? Севастопольский творческий союз художников и искусствоведов «Академия абстракционизма» пытается найти ответы на эти вопросы на выставке «VI биеннале классического абстракционизма» в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого.

■ Музей в течение уже многих лет тесно сотрудничает с современными художниками-абстракционистами из Севастополя, Симферополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Кельна, с каждым годом присоединяя все новых и новых участников. Устраиваются разнообразные персональные и коллективные выставки членов «Академии абстракционизма», с 2005 года Биеннале современного абстрактного искусства «Классический абстракционизм», с 2012 года Биеннале камерной абстрактной акварели. Это как глоток свежего воздуха, вдохновляющий и устремляющий в фантастическое путешествие в мир абстракционизма. И после каждой выставки или проекта в коллекцию музея поступает несколько произведений живописи и графики художников-абстракционистов.

■ Ныне в музее представлены художники второй волны авангарда – Элий Белютин, Владислав Зубарев, Марлен Шпиндлер, Павел Лахтунов. Их творчество находится на стыке двух эпох, ХХ и ХХI веков: уходит корнями в «неофициальное изобразительное искусство» периода СССР и при этом показывает события текущего времени. Сразу после Второй мировой войны искусство в СССР попыталось создать новый вариант абстракционизма, учитывая опыт «первого авангарда» и современные тенденции искусства Запада. Художники тяготели к абстрактному экспрессионизму, который в большей или меньшей степени стал проникать через «железный занавес». В 1957-1962 годах в Москву были привезены выставки американского и французского абстрактного экспрессионизма, в 1957 году состоялась международная выставка современного искусства VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Искусство М. Тоби, Д. Поллока, Ж. Матье, Г. Гартунга, В. Кунинга ошеломило мощью репрезентации. Русские художники занялись поисками абстрактной знаковости, на основе которой строили визуальные структуры. Они развивали условные «языковые» элементы, такие как пятно, жест, движение кисти или карандаша и т.д.

Э.М. Белютин (1925-2012) – московский художник, автор 17 монографий по теории изобразительного искусства, создатель «теории всеобщей контактности» и студии «Новая реальность». Автор, отталкиваясь от идей конструктивизма и супрематизма, создает свой собственный стиль – «модульную живопись». Изображение, очистившись от всего лишнего, концентрирует в себе самую суть предмета, его характеристики, ощущения художника и передается на полотне при помощи четких и ярких символов.

В студии Белютина занималось свыше 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов, в том числе и М.П. Шпиндлер (1931-2003) – художник-нонконформист, автор абстрактных и условно-символических композиций. Пристально изучая первоэлементы графического языка, вглядываясь в линию, геометрическую фигуру или значимый символ, он обнаруживал новый смысл изображения, и оно начинало жить своей жизнью, со своей философией и метафизикой. Предпочитая крупные и простые формы (крест, круг, точка), художник часто использует черный цвет, который «держит» всю работу. Самое главное, чтобы композиция была чистая, ясная и понятная.

Последователем Белютина был и В.К. Зубарев (1937-2013), который учился и работал в его студии в 1960-1977 годах, а затем создал свою собственную художественную концепцию и студию «Темпоральная реальность». Согласно концепции автора, формообразующим фактором становится время во всех его направлениях: концентрация интеллектуальных, духовных и психических сил человека. В картинах художника чувствуется внутренний надрыв, горение, жажда жизни и творчества. Автор создает напряженное пространство, некий сгусток энергии цвета и света: он словно упивается красками, мазками, фактурой.

Из московской школы абстракционистов в музее находится также графика признанного мастера авангарда А.И. Гольдмана (1933-2013) с его разнообразными потеками, наслоениями, просвечиваниями, сложным многоплановым пространством. В своих работах В.Е. Николаев (1943 г.р.), стремясь к реализации персональной свободы через жест, создает систему знаков, где «иероглифы» претворяются в энергетически насыщенное, обжитое и осмысленное умом и кистью пространство живого письма.

■ Большую часть произведений абстракционистов из коллекции Севастопольского художественного музея составляют работы членов «Академия Абстракционизма». Картины председателя «АА», «живописца и рисовальщика» В.А. Бойченко (1950 г.р.) всегда узнаваемы, но при этом не похожи одна на другую. Они наполнены движением линий, столкновением фигур, пульсирующим ритмом, внутренней динамикой; построены, с одной стороны, на сопоставлении, а с другой – на диалоге черного и белого, ахроматического и цветного, что рождает богатые и разнообразные образы и идеи. Соединение эмоциональной стихии с глубокими философско-аналитическими размышлениями видны в работах В.В. Довганя (1946 г.р.), где каждый миллиметр поверхности оживает и трепещет под кистью мастера. В лаконичной, изысканной, утонченной живописи Г.И. Якшина (1962 г.р.) доминирует эстетика цвета, фигуры спокойны, отрешены и располагают к вдумчивому созерцанию. Центральной темой творчества немецкого художника Ю. Умлауффа (1960 г.р.) стало воплощение живописного конфликта двух контрастных цветов: желтого и синего, земного и небесного, поверхностного и глубинного, теплого и холодного. Различное сопоставление таких противоположностей рождает многообразные варианты абстрактных полотен.

В фондах музея также находятся абстрактные произведения севастопольских художников: большие цветные плоскости Татьяны Никольской (1949-2014), живописный квилтинг Ирины Домбровской (1952 г.р.), минимализм Людмилы Левиной (1945 г.р.), цветовые спирали Юрия Панина (1954 г.р.), экспрессивные разбрызгивания Юрия Петрова (1950 г.р.), абстрактная скульптура Владимира Ржавченко (1961 г.р.), и др. Крым представляют работы Дмитрия Филова (1953 г.р.), Александра Кропко (1950 г.р.), Виктора Щупака (1948 г.р.) и т.д.

■ В коллекции Севастопольского художественного музея имеются и замечательные картины киевских художников: Владимира Филиппова, Петра Лебединца и Валерия Голейко. В.П. Голейко (1956 г.р.) называет себя «живописной реинкарнацией» Джексона Поллока, ведь он родился в ту же минуту, когда погиб знаменитый американский художник. Да и живопись его наполнена безумными выплесками цвета, сочными пятнами, крапчатыми брызгами, легкими штрихами и экспрессивными линиями – это некий фонтан эмоций. В полотнах П.Н. Лебединца (1956 г.р.) основное внимание сосредоточено на цвете – ярком, сочном, сияющем, насыщенном, - которым лучатся его жизнерадостные холсты. Цветовые плоскости наслаиваются, сталкиваются, свободно проникают друг в друга, образуя сложную, решительную фактурную поверхность, при этом возникает ощущение неистовой, но покоренной энергии. Живопись В.И. Филиппова (1968 г.р.) состоит из множества цветовых горизонтальных полос: ничего лишнего, все внимание концентрируется на отдельных сильных деталях (линии и цвете). Здесь есть нечто близкое к произведениям известного американского абстракциониста Марка Ротко, только переосмысленное, лишенное философского подтекста.

■ Фонды Севастопольского художественного музея хранят немалое количество произведений современных художников-абстракционистов. Это со-бытие различных возможностей в границах абстракционизма. Сталкиваясь на выставках в музее, происходит диалог различных художников о своем пути в абстрактном искусстве, а музей в свою очередь анализирует, изучает существующие художественные тенденции и сохраняет произведения для будущих поколений.
К.В. Горбунова,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник по выставочной работе



«И то, что нами открыто, того не закрыть» К. Малевич

В экспозиции геометрия математически выверенных цветовых плоскостей противопоставлена хаотическим бесформенным пятнам. Футуристы на рубеже XIX и XX веков стремились изобразить «жизнь железа» - отразить новый век механизации. По тому же принципу современные «последователи» Малевича отображают бинарные коды эпохи тотальной дигитализации. «Последователи» Иттена исследуют цветовые соотношения, «пятная» холсты … но так или иначе большинство абстракционистов всю жизнь проводят в попытке запечатлеть, «уловить» живую материю до того, как она оФОРМилась, сФОРМулировалась. Ускользающая, перетекающая, словно облака, изменчивая прото-натура (или же пост-…). Изображение ее до и после овеществления – вот та задача-максимум, которую стремятся выполнить художники. Будто завороженные цветом, они любуются, получают наслаждение (а значит, и передают его) от живо-писания. Не зря К. Малевич называл беспредметную живопись свободной: монолитные, цельные смыслы предчувствиями, неясными идеями, «крутящимися на языке», но раз за разом соскакивающими, - будучи не связанными сюжетом и предметом, построением иллюзии пространства на плоскости, художники способны обмениваться мыслями через свои произведения. С этой точки зрения абстракционизм сродни телепатии.

Хотя есть и те, кто останавливается на декоративных задачах искусства: такие композиции украсят ненавязчиво интерьер, создавая то или иное настроение. И это – программа-минимум, она же – прагматичная: художник должен иметь возможность зарабатывать своим искусством.

Однако в пространстве задач от минимума до максимума каждый художник выбирает свой выразительный язык, подход, манеру – то, что определяет и отличает его от коллег-беспредметников. Многообразие – вот что является характерной чертой проекта Биеннале классического абстракционизма.

Этот проект – не поле для эксперимента, наоборот, консервативный подход к технике позволяет сосредоточиться на свободном в малевичевском смысле искусстве. На VI-ой Биеннале есть свои тенденции, отличающие ее от предыдущих: это и выбор масштабного формата, и предпочтение целым сериям связанных композиционно работ или полиптихам, и преобладание живописи (графика и скульптура скорее разбавляют видовое разнообразие выставки, чем представляют цельные экспозиционные комплексы).