четверг, 6 ноября 2014 г.

«Зеркало души»

В экспозиции представлены произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства России, Франции, Голландии, Германии, Италии, Швейцарии и Польши (В.А. Тропинина, И.Н. Крамского, Н.П. Богданова-Бельского, В.А. Боброва, С.А. Сорина, а так же А.-Ф. ван дер Мейлена, А. Ранка, А. Гриму, Н. Скьявоне, Р. Лефевра, Ф.-К. Винтерхальтера и др.)

…Портрет - своего рода зримая летопись времени. 
Б. Р.Виппер 

На выставке «Старинный портрет» экспонируются более 40 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства русских и западноевропейских мастеров XVII – начала XX века, хранящихся в фондах Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого. 

В экспозиции зала представлены живописные полотна, созданные художниками России, Франции, Голландии, Германии, Италии, Швейцарии и Польши. Довольно полно показана коллекция портрета, собранная в 20-е годы XX века в результате национализации дворцовых собраний Южного берега Крыма, приобретений из частных коллекций и Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда. 

Данные работы, даже в соединении с картинами из постоянной экспозиции, конечно, не позволяют показать развернутую картину развития европейского портретного искусства, но знакомят с отдельными выдающимися авторами и интересными образцами старинного, светского русского и западноевропейского портрета (В.А. Тропинина, И.Н. Крамского, Н.П. Богданова-Бельского, В.А. Боброва, С.А. Сорина, а так же А.-Ф. ван дер Мейлена, А. Гриму, Н. Скьявони, Р. Лефевра, Ф.-К. Винтерхальтера и т.д.) 

Многие выставленные полотна были возрождены к новой жизни умелыми руками реставраторов, исследованы - аннотированы и идентифицированы – искусствоведами музея. Экспозиция объединила подписные и датированные портреты известных живописцев и полотна, созданные малоизвестными художниками, однако, имена некоторых мастеров и изображенных героев так и остались пока еще неоткрытыми. 

На протяжении многих веков ни один из жанров изобразительного искусства не привлекал к себе столь пристального внимания, как портрет, не вызывал столь глубокого интереса, не возбуждал таких ожесточенных споров. Он давал самые обширные возможности для изображения человека во всей сложной совокупности и типичности, его личного и общественного «Я». Нынешнее время не только предлагает обратиться к традициям, к прошлому, но позволяет «организовать» наше настоящее и «выстроить» будущее. Ведь, являясь своеобразной «эстетической формулой» эпохи, портрет сосредотачивал в себе всю многогранность, духовную сложность и неповторимость исторических особенностей своего времени. «Жить и не воображать о прошлом нельзя», - утверждал Ф.М. Достоевский. А у нас, людей начала ХХI века, растёт уважение к минувшему – «черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин). Прошлое оживает в нашей фантазии, а, может быть, «духовной памяти», перед портретами старых мастеров. 

Л.Смирнова, искусствовед