суббота, 17 мая 2014 г.

«Ночь музеев 2014» : «Ретрансляция времени»

17 мая 2014 года в 6 часов вечера истекает срок очередного музейного дня. Прошел год — много это или мало, и что вообще такое время – этот вопрос и есть та точка доступа, открывающаяся только в эту ночь в Севастопольском художественном музее им. М.П.Крошицкого.

Уже традиционно Севастопольский художественный музей принял участие в Международной акции «Ночь музеев 2014». На этот раз темой стала «Ретрансляция времени», раскрывая которую, сотрудники музея решились на целую серию экспериментов. 16 мая был проведен премьерный закрытый показ проекта, в организации которого партнерами выступили ресторан «Остров», Крымская неделя моды, винзавод «Солнечная долина». Однако в полном объеме все сюрпризы и «интриги» были раскрыты лишь на следующий вечер, 17 мая. Все, кто не успел попасть на «ночь открытый дверей» с 18 до 23 часов, смогли ознакомиться с проектом на «День открытых дверей» - 18 мая празднуется Международный день музеев, к которому посвящена и «ночная» акция. Новым для 2014 года стало участие сразу нескольких выставочных площадок: к Художественному музею присоединились Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» и галерея «Южный Эрмитаж», во второй раз участвовал Межшкольный краеведческий музей им. Е.Н. Овена. 

Главным экспериментом акции стало название проекта: так как же музейщики ре-транслировали время? 

Музеи, как островок в повседневной суете, где время остановилось и в застоявшейся тишине полушепотом переговариваются редкие посетители, а сотрудники, застыв без движения, превращаются в часть экспозиции... именно на борьбу с подобными стереотипами и нацелена акция. Сегодня музейщики активно ведут дискуссии о переосмыслении и роли, и образа музея. Он не должен ассоциироваться с простым хранилищем или «складом старины», в выставочных залах которого зритель перемещаются от экспоната к экспонату, пассивно воспринимая информацию. Прежде всего необходимо осознавать, что экспозиция и развеска – принципиально разные вещи. В отличие от последней, экспозиция – это «смысловая последовательность расположения предметов» (в случае художественного музея – предметов искусства). И если на парадном фасаде и в арке музея расположились понятные без особых пояснений размышления современных молодых художников о классических образах (стрит-арт произведения Натальи Грезиной и фотографии финалистов конкурса от интернет-радио SevStarFM с проектом «Современная Мадонна»), то внутри все обстояло совсем иначе. В первом зале был реконструирован советский отдел постоянной экспозиции, существовавший вплоть до конца 1980-х годов, но восстановлен он был в трансформированном виде: подлинные живописные работы перемежались репродукциями в полный размер. И тут у зрителя появлялась задача: найти и осмыслить логику этой трансформации. Сотрудники музея подготовили каждый свою интерпретацию, которой делились в экспресс-экскурсиях, но «правильного» ответа не было, - каждый был волен искать собственную версию. Подобный подход, хоть и практикуется во многих музеях по всему миру, оказался для севастопольцев непривычной новинкой. Но, получая комментарии искусствоведов, зрители вникали и начинали «втягиваться» в эту «игру» по поиску смыслов. 

В произведении искусства «закодировано» много больше «портрета» ушедшей эпохи. Живопись многослойна не только в прямом смысле: художник вначале набрасывает грубо композицию (подмалевок), затем, слой за слоем, «детализирует» и «уточняет», - утончая мазки, он приближается к завершенному образу. В переносном смысле, философия, культура, общественный уклад – все это, слой за слоем, залагается сознательно или бессознательно в произведение искусства. Проходя через реконструкцию советского отдела, зритель словно бы видел «послойное раз-облачение» полотен, обращавшихся в qr-коды. Следующий зал представлял собой исключительно коды: для их расшифровки тоже требовались усилия, но уже не интеллектуального, а технического плана (внести инновационную часть в проведение акции помог интернет-провайдер SevStar, который вот уже второй год помогает на всех этапах организации акции). За каждым кодом скрывалось произведение из фондов музея или же постоянной экспозиции: обладая коллекцией в 10 000 произведений, музей лишь изредка может показывать, чем обладает в связи с катастрофической нахваткой выставочных площадей. А постоянная экспозиция по соображениям сохранности в акции не участвует. Хотя в этом году сотрудники музея решились еще на один эксперимент: в зале с qr-кодами можно было пройти квест на знание постоянной экспозиции или же пройти по остальным локациям, поддержавшим акцию, собирая флаеры. Выполнение хотя бы одного из этих условий было пропуском на постоянную экспозицию, ведь только знакомый с музеем и подготовленный посетитель заметил бы специальные дополнения. Среди них, например, был тематический комплекс – 12 старинных часов, возвышавшиеся на бархатном подиуме в центре одного из залов на втором этаже. Под мерные звуки метронома зрители попадали в уже совсем иную атмосферу: тут можно было совершить путешествие во времени от эпохи Возрождения до Серебряного века в сопровождении искусствоведа, ключевым словом для комментариев которого также было «время». 

Еще одной изюминкой проекта стала монохромная выставка «1.0», послужившую своеобразным мостом меджу прошлым (а черно-белые работы ассоциируются именно с ретроспективой) и будущим. Произведения были представлены попарно: живопись, графика, фотография и видео-арт современных художников делились на реалистичные и абстрактные. Сюжет (или же просто узнаваемые предметы) противопоставлялись «нулевому сюжету» - абстракциям. Пододно мыслям, сформулированным и еще ожидающим формулировки, лишь смутно ощущаемым до попытки их «проговорить», работы С.Мамчича и В.Бойченко, Д.Рыбиной и Е.Душукевич, В. Соколова и Ю.Манько, А. Воцмуша и В. Новикова не «спорили», а дополняли друг друга. Футуристический настрой поддерживали своей музыкой участники диско-фанк группы «Терминатор 2». 

За один вечер акцию посетили 1871 человек, ставшие не просто зрителями, но полноправными участниками, - многие из них попали в интерактивный «Калейдоскоп», сфотографировавшись на фоне работ и оказавшись на «виртуальной стене» в музеях-участниках по всему миру. 

Огромную благодарность Севастопольский художественный музей выражает интернет-провайдеру «SevStar» и ресторану «Остров», а также всем информационным партнерам за помощь в организации мероприятия. 

Виктория Данилюк, координатор проекта