Внимание знатоков и ценителей «высокого», «рафинированного» искусства, несомненно, привлечет выставка графических произведений представителей одного из самых ярких творческих объединений в России конца XIX - начала XX века. Среди них работы М.Врубеля, В.Серова, А. Бенуа, К.Коровина, К.Сомова, Л.Бакста, С.Судейкина, Н.Рериха, Б.Кустодиева, Е.Лансере…
Русская культура конца XIX - начала XX века - явление чрезвычайно сложное и противоречивое. В изобразительном искусстве шло формирование нового «большого стиля» − стиля модерн, способного решить важнейшие художественные задачи своего времени в противовес антиэстетизму современного общества, салонности академизма и позднего передвижничества. Стремлением к творческому содружеству, единству, желанием найти необходимую гармонию искусства и жизни, пронизана деятельность художников знаменитого объединения «Мир искусства», созданного в 1898 году в Петербурге и просуществовавшего, правда, в несколько трансформированном виде, до 1919. Они стремились к эстетическому преобразованию окружающего мира, декларируя «вечные» духовные и художественные ценности.
В экспозиции камерной выставки представлено всего 25 произведений «мирискусников» из фондов музея, выполненных акварелью, темперой, пастелью, а также разнообразные и сложные по технике гравюры. Однако, созвездие авторов экспонируемых работ блистательно: А.Бенуа, М.Врубель, К.Коровин, В.Серов, В.Борисов-Мусатов, К.Сомов, Б.Григорьев, С.Судейкин, К.Богаевский, Н.Рерих, JI.Пастернак...
Именно на рубеже XIX − XX веков формируется новый тип универсального художника, который «умеет все» - написать картину и декоративное панно, исполнить виньетку для книги и монументальную роспись, создать театральную декорацию и сочинить костюм. Черты такого универсализма ярко проявляются в выставочных произведениях. Не случайно М.Волошин утверждал, что «Мир искусства» осуществил задачи Академии: «Они пришли во время безнадежного развала русского искусства и официальной Академии для того, чтобы собрать растерянные знания, связать порванные нити, не дать рассыпаться преемственной связи русского искусства с западными корнями, которые официальная Академия утратила в конце века. У этой группы редких и замкнутых в своем искусстве художников, тесно спаянных и вкусами, и задачами, оказался свой необычайной широты организатор - Дягилев и свой теоретик-вдохновитель - Бенуа».
Александр Бенуа считал, что «под «Миром искусства» следует подразумевать не только журнал, носивший это же имя, выставки или общество, а все это вместе или коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле, т.е. со включением литературы и музыки». Поэтому в журналах по искусству - «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы», «Художественные сокровища России»... - сотрудничали не только известные художники, А.Бенуа, К.Сомов, ЛБакст, М.Добужинский, Б.Лансере...; но и поэты З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, М.Волошин...; знаменитые писатели, музыкальные критики и философы. Сам литературно-художественный альманах «Мир искусства», издаваемый с 1899 по 1904 годы, можно назвать образцом искусства книжного оформления.
На выставке становится очевидным, что довольно часто для многих мастеров (Бенуа, Богаевского, Рериха, Браиловского) источником вдохновения являлось «художественное обаяние прошлого», они даже создали новый тип пейзажа - исторический, причем каждый интерпретировал его по-своему. Тоска по ушедшим временам роднила с «мирискусниками» В.Борисова-Мусатова, не достаточно оцененного ими при жизни. Однако, после смерти выдающегося художника, его творчеству были посвящены ретроспективные разделы на выставках объединения и в России, и в Европе, критические статьи, эссе.
Большинству произведений членов «Мира искусства» присущи культ графичности, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику, утонченный декоративизм, рафинированные цветовые сочетания.
С деятельностью мастеров «Мира искусства» связано окончательное превращение гравюры из репродукционной техники в творческий вид графики (ксилографии А.Остроумовой-Лебедевой, офорты, монотипии В.Серова и Е.Кругликовой); расцвет книжной иллюстрации и искусства книги как единого, цельного организма (Бакст, Бенуа, Билибин, Добужинский...).
В начале XX века образный строй многих рассматриваемых работ формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма. Не случайно в так называемый «2-ой» «Мир искусства» (1910-й год) влились художники московского объединения «Голубая роза» С.Судейкин, Н.Калмаков и близкие им «младшие символисты» - поэты А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов, С.Соловьев...
Новый этап творческой жизни «мирискусников» характеризуется расцветом театрально-декорационного искусства, триумфальным успехом русского балета, благодаря знаменитым «Русским сезонам» С.Дягилева. Была переосмыслена роль театрального художника. Эскизы декораций К.Коровина, С.Судейкина, Б.Кустодиева, Л.Браиловского воспринимаются не как вспомогательный материал, а как законченные станковые работы и убеждают, что художник в театре не просто оформитель действия и создатель удобных сценических «выгородок», а равноправный творець спектакля, истолкователь музыки и драматургии, как режиссеры и актеры.
Каких только талантливых личностей не сводила судьба вместе работе над театральными спектаклями: Шаляпина, Кустодиева, Комиссаржевскую, Таирова, Блока, Судейкина, Ахматову, Нижинского, Карсавину, Кузмина!.. Поэтому их творчество столь переплетено: художники рисовали портреты поэтов, поэты посвящали им стихи и в свою очередь писали критические статьи об их выставках...
Экспозицию дополняют журналы и книги того времени из научной библиотеки Севастопольского художественного музея. А в целом выставка, хоть и не в полной мере, помогает понять основные проблемы одного из самых интересных периодов отечественной культуры.
Л. Смирнова, искусствовед