Изощренно-изысканный, эстетский проект, представляющий крымских, украинских, российских, немецких и палестинских художников сквозь призму беспредметного искусства.
«Ведь, в конце концов, жизнь
видишь лучше всего, когда наблюдаешь
ее из единственного окна».
Скот Фитцжеральд
Проект "Биеннале камерной абстрактной акварели" - уникальное явление крымской и украинской культуры, позволяющее при минимуме затраченных усилий отслеживать локальный художественный процесс, соотносить его с тем, что происходит в ближнем и дальнем зарубежье. Помимо реализации заявленных программных целей, создается совершенно особенная система взаимоотношений художник - зритель - искусствовед - художник (при этом в первом случае художник - автор, во втором - коллега). С периодичностью в два года участники данной системы получают, обрабатывают и обмениваются информацией, намеренно или случайно формируя поле "Пространство-время-сознание".
"Комплекс пространство-время-сознание - это атомизм, обладающий тройной сущностью, это монада, утверждаемая в ее тройном одиночестве, без общения с вещами, без общения с прошлым, без общения с чуждыми душами". (Г. Башляр)
Согласно одному из тезисов Р.Т. Подуфалого белизна чистого листа (в спектральном смысле) заключает в себе все мыслимые формы и цвета, соответственно, в задачу художника входит проявить лишь некоторые из них. В случае с акварелью иногда достаточно слегка тронуть плоскость, чтобы проступила форма, в полупрозрачной пульсации нащупывалась сама идея материи.
Однако надо обладать солидным мастерством, чтобы так лаконично, в несколько касаний, "удержать" плоскость. Видимая легкость и понимание того, как просто это сделано не означает, что произведение создано дилентантом, как раз наоборот. Лаконичность задана самим проектом: небольшой формат (до А4), акварельная техника (доступная даже ребенку), абстракция (отсутствие предмета в изображении). Но даже маститые художники порой пасуют перед такой простотой. Когда перед тобой пустота листа и у тебя нет ни одной зацепки, с чего начать, - без абстрактного мышления плоскость не "собрать".
В первой биеннале круг участников был шире: было много тех, кто "соблазнился" формальной легкостью или просто решил дерзнуть (студенты художественных ВУЗ-ов, художники-реалисты) - в конце концов, не попробовав, как узнать, что можешь, а что - нет? Вероятно, увидев свои работы в пространстве музея рядом с произведениями более опытных коллег, во второй биеннале участвовать решились немногие из "экспериментаторов", хотя в текущем проекте состав участников на одну четверть - новые имена.
Если пилотный проект "обозначил намерения", то проведенная второй раз выставка их подтверждает. Очевидно, что решение об участии принималось на этот раз взвешенно, осознанно, на свободные эксперименты пошли лишь очень уверенные в себе авторы. Проект двигается к повышению престижности, подобно тому, как художник «проявляет» сущность формы, эта выставка выявляет тончайшие нюансы художественного процесса: продолжая традицию Крымской биеннале камерной акварели (проект Р.Т. Подуфалого) и органично дополняя Биеннале классического абстракционизма (соучредителем которой он также выступил), она является в чем-то более эстетским и мобильным проектом.
В.С. Данилюк, искусствовед