среда, 22 января 2014 г.

Владимир Бойченко «Живопись»

В экспозиции представлены полотна севастопольского художника-абстракциониста Владимира Бойченко, который по-особому воспринимает мир, не копируя его, а вступая с ним в диалог. Эти абстрактные живописные произведения созданы в течение двух последних десятилетий.

Абстракция как фундаментальные закономерности мироздания является основной темой искусства севастопольского художника-абстракциониста Владимира Бойченко. Идея выставки – это картина в интерьере, которая создает среду, пространство, гармонизирует его. 

Представленные на выставке произведения условно можно разделить на два этапа. В ранних работах художник еще обращается к реальному объекту, но он не может удовлетвориться протоколированием физического предмета и непременно стремится выразить его через собственное «Я», где мир реалий взаимодействует и дополняется абстрактным мироощущением. Художник-абстракционист по-особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это и побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам. 

В настоящее время Владимир создает, преимущественно, беспредметную живопись, которая, прежде всего, предполагает эмоциональный отклик на картину. «Я» художника проявляется в работах через собственное, индивидуальное отношение к композиции, линии, через «повышенную чувствительность» к колориту. 

В его картинах отражен медитативный мыслительный анализ процесса восприятия, это не произвольное нагромождение цветовых пятен, линий и форм, а строгая аналитика, основанная на внутреннем ощущении, сенсорике, осмыслении опыта восприятия вселенной. Живопись транслирует самые сильные и тонкие, почти ускользающие ощущения, переживания, чувства, которые наиболее явственно отражают освобождение линии и цвета от «предметных оков». 

В некоторых работах очевидна реплика на творчество Пита Мондриана, где композиция строится по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония. Но в них мы не увидим строгих, прямых пересечений – мотивов взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) в художественном пространстве, здесь взаимодействие – переплетение. Кроме того, художник вводит зеленый цвет, который Мондриан не использовал (он выстраивал плоскости основных цветов спектра в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» – белый, черный, серый). 

В полотнах Бойченко присутствует стилистическое разнообразие и свободное владение «языками» абстрактного искусства. Глядя на движущиеся широкие линии и яркие цветовые пятна, свободные от каких либо контекстуальных ограничений, возникает неограниченное количество образов. 

И зритель, который не может воспринимать картины просто, а ищет в картине «все что угодно» – подражание природе, анатомию, перспективу и т.д. –может научиться почувствовать внутреннюю жизнь картины, дать возможность картине непосредственно воздействовать на себя…

Ю. Ивоник, искусствовед



Бойченко Владимир Анатольевич

Родился 22 апреля 1950 года в г. Курган. С 1964 года живет в Севастополе. Учился в Севастопольской художественной школе, класс Е.А. Кольченко. С 2000 года по настоящее время работает в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого. В 1990-е годы был одним из создателей и вице-президентом Крымского филиала Международной федерации художников и графиков ЮНЕСКО. С 2003 года – председатель Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма». 



Персональные выставки: 


1998 – «Я – гений, гений – Я», Севастополь; 
2004 – «Акварели Владимира Бойченко», Симферопольский художественный музей; «Контражур», Симферопольский художественный музей; 
2005 – «55 лет рисовальщику и живописцу Владимиру Бойченко», Севастополь; 
2009 – «Я», Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого; 
2010 – «100 лет в апреле», Севастополь; «Каприз абстракциониста или торжество белого цвета», Киев; 
2012 – «Живопись. Бойченко», Киев 

Работы Владимира Бойченко находятся в Севастопольском художественном музее им. П.М.Крошицкого; Симферопольском художественном музее; а также в различных галереях и частных коллекциях в России, Украины, Чехии, Франции, Германии.





Согласно теории Эйнштейна, если вылететь на космическом аппарате и лететь все время прямо, то в конечном счете мы вернемся в точку откуда вылетели… 

Кандинский это точка из которой мы живописцы начинает свой путь (именно живописцы, не художники, сейчас художник это что угодно…) и если мы не будем юлить, то… (смотреть рассуждения о точке и прямой Кандинского). Исследованию линии, пятна, цвета, формирование метафизики прямоугольника холста, картона, бумаги; в данном случае исследованию бумаги и акварели т.е. с той самой точки Кандинского от акварели 1910 года начавшей новую страницу в изобразительном искусстве страницу указавшую путь в бесконечность пластического искусства в авангарде… авангард авангарда – абстракционизм, тем более что «Абстракционизм уже не моден» (об этом говорили в 30-е годы прошлого века и что?) Поэтому автор не претендует на какие-либо «новомодные штуки», от него только требуется честное следование традициям доброго старого изобразительного искусства, т.е. из года в год рисовать… рисовать… рисовать, не срисовывать (реализм?) а рисовать то что требует твое истинное «Я», это трудно, хочется денег(!), хочется славы… но истина дороже и поэтому путь художника скрыт туманом… и никто ему помочь не может… Лишь художник и «Я». Проблема учитель ученик: обязательно ли учитель должен пальцем тыкать, а может он вне времени вне пространства, и одна работа мастера может научить многих. И художников и зрителей: зрителей что не маловажно зрителей с большой буквой, т.е. лучших зрителей, авангард зрителей – искусствовед и в данном проекте сливается учитель и ученик, художник и искусствовед, а также искусствовед и художник, в данном проекте количество переходит в качество, исследование наследия мастера приводит исследователя к пониманию живописи как философии мироощущения в плоскости ноосферы, как философии единения мира проявленного и не проявленного, мира как знаковой системы, мир как систему знаков начал исследовать Кандинский своим трансцендентальным восприятием метафизики прямоугольника холста картона бумаги. 

Как-то Вячеслав Яковлев говорил мне что не зачем оправдываться (я любил писать манифесты и пояснительные тексты). Не зачем объяснять, что в общем то плевать на обывателя, но есть же и среди обывателя ищущие и мы должны дать им шанс… 

Старая Песня – башня из слоновой кости… но и сегодня видимо никто не понимает мечты художника – башня из слоновой кости это мечта о свободе, о той безграничной свободе художника, свободе творца, свободе наблюдателя. И почему то кто то решил что… что? Что художника можно купить пряником, лестью, еще чем то; что художнику можно указывать или подсказывать или показывать… показывать путь? Поэтому башня опять башня из слоновой кости только там свобода… т.е. шанс есть, но… да но да… даНо, ДАнО без н-Дао… что такое Н? Н как ничто, ничто как молчаливый диалог, как разговор молча двоих… Я и истина. Истина и Я. Истинное Я. «Я» как абсолют. 
В. Бойченко